среда, 7 сентября 2011 г.

В поисках сетевого человека

На научной конференции СФ РГГУ в 2009 году я делала доклад на тему о сетевизме и сетевых сообществах. Настало время поднять очень важную проблему: можно ли говорить о новом качественно другом сетевом человеке и его принципиальных отличиях от несетевого человека? Я думаю, что да, пора осмысливать новые сетевые явления в природе современного человека.


Главным, мне думается, выстроить методологию и стратегию поиска сущностных характеристик сетевого человека и его сетевых сообществ, которые и ранее реально присутствовали в ткани общественной жизни. Сегодня надо обосновать теоретически данный концепт, показать его оригинальность и привести систему доказательств, что современная социальная наука может теоретически описать и эмпирически "поймать" его, благодаря своим методологиям и методическим приемам. Затем важно поставить вопросы и и получить ответы на следующее: "Кто есть сетевой человек?", "Где и чем живет?", "Каковы тенденции его "размножения"? и "Как сетевизм в его жизни принципиально ее меняет?"

И множество других, но в последующую очередь.
Вот по таким основным линиям размышления я строю будущий доклад на ноябрьскую научную конференцию СФ РГГУ, посвященную 15 летию факультета.

Прошу Вас, читатель блога, откликнуться и предложить свои вопросы и размышления в комментариях.

А так же не забыть принять участие опросе:"Вы сетевой человек?", размещенном здесь же на блоге.

66 комментариев:

  1. Здравствуйте!
    Раз я первая, тогда начну с самого термина "сетевой человек". Кто такой, этот человек? Сетевой человек - это я, это Вы, это все мои друзья, это мои коллеги по бизнесу, это мои родители, это мой молодой человек и все мои родственники, которые имеют хотя бы один аккаунт в глобальной сети Интернет. Стоит перечислить несколько виртуальных сетей (одноклассники, вконтакте, твиттер, фэйсбук, множество блогов - ЖЖ, блоггер-ру, тумблр и тд.), чтобы сказать правду - я имею аккаунт (свою страничку) в каждой из них и веду несколько блогов.
    РГГУ, ФСоц, пиар, 4 курс,
    Гайдашенко Анастасия Андреевна.

    ОтветитьУдалить
  2. Быть сетевым человеком значительно упрощает жизнь многих людей, не зависимо от пола, расовой принадлежности, возраста, профессии. "Быть в сети" = в любой момент находиться "рядом", быть в контакте с человеком с любого континента. Не имеет значения, на сколько разница во времени, сколько между вами расстояния, на каком языке вы общаетесь. Сеть Интернет - идеальное пространство для построения бизнеса, ведения переговоров, общения родственников и друзей, это огромная база данных и хранение наибольшей информации. Быть СЧ, значит управлять своей собственной жизнью не выходя из дома, даже более, не отходя от девайса, который дает вам "интернет жизнь". Вы можете провести конференцию, оповестить бабушек о том, что у внучки выпал зуб, подписать документ, организовать бизнес, купить новые кроссовки, оплатить по счетам, и позвать своего младшего брата из соседней комнаты тоже путем Интернет общения!

    РГГУ, ФСоц, пиар, 4 курс,
    Гайдашенко Анастасия Андреевна.

    ОтветитьУдалить
  3. Как сетевизм меняет жизнь? Думаю, что проще здесь будет, как жизнь меняет отсутствие сетевизма, отсутствие доступа в Интернет.
    Ситуация, когда нет возможности войти в Интернет и проверить все обновления или новости, приводит к легкой панике, а у многих - и эмоциональному расстройству. Перекрывается "воздух". СЧ начинает переживать за НЕинформированность, за то, что он теряет каждую секунду какой-то новости и осведомленности, СЧ остается в стороне, потому что сетевой мир живет без него. Сегодня, если ты не появляешься долго в сети, люди начинают интересоваться, что с тобой случилось и где ты так долго пропадал..
    Дальше - другим поле для размышления, а также, оспорения и соглашения с вышесказанным..)
    РГГУ, ФСоц, пиар, 4 курс,
    Гайдашенко Анастасия Андреевна.

    ОтветитьУдалить
  4. Настя, молодец! Ты первая в комментах. Пригласи своих сокурсников, пусть прочитают. Мне важно ваше понимание, я и сама лучше стану понимать, что такое Быть СЧ.

    ОтветитьУдалить
  5. Случайный прохожий...
    Но есть люди, которые в силу своего может быть возраста, не знают, что такое интернет, не умеют пользоваться компом, но они работают в больших сетевых компаниях по распространению какой либо продукции. Они используют свои ноги и наработанную ими свою сеть.
    Вопрос: это сетевой человек...)))
    РГГУ, ФСоц, пиар, 4 курс,
    папа )))

    ОтветитьУдалить
  6. Папа, случайно проходивший мимо блога, спасибо за отклик!
    Сетевые сообщества существовали и до эры интернета,да? Значит,на мой взгляд, "сетевик из МЛМ" уже СеЧел.

    ОтветитьУдалить
  7. Смотря что мы имеем ввиду под термином "сетевой человек", потому что термин можно рассматривать как в узком значении, так и в широком.. Думаю, что в данный момент-речь идет именно о человеке, принадлежащему к кругу, использовающий глобальную сеть Интернет..
    РГГУ, ФСоц, пиар, 4 курс,
    Гайдашенко Анастасия Андреевна

    ОтветитьУдалить
  8. Быть сетевым человеком стало нормой, обыденным явлением, чем-то самим собой разумеющимся. Каждый человек так или иначе на сегодняшний день связан с Интернетом. Но можно ли назвать «сетевым» человека, деятельность которого ограничивается только скачиванием музыки, картинок, просмотром фильмов или чтением книг? Каковы критерии, по которым мы можем назвать человека «сетевым»? На мой взгляд, человека можно называть «сетевым» уже с того момента, когда он создает себе первую почту, первую страницу в социальной сети, вступает в диалог с человеком, оставляет какого либо рода комментарии на сайтах. Основная его задача и деятельность теперь состоит в построении социальных связей с людьми (друзьями, коллегами, учениками, незнакомыми людьми и т.д). От того он и «сетевой», что сам «вьет паутину» своего виртуального сетевого окружения. Таким образом, на мой взгляд, важной отличительной особенностью «сетевого» человека можно назвать его стремление к коммуникации, установление новых и поддержание старых контактов, непосредственное виртуальное общение с людьми, что, в свою очередь, является основой построения «сетей» (сетей взаимодействия с другими людьми) в Интернет-пространстве.

    Байбакова Дарья Валерьевна. PR, СФ, 4 курс.

    ОтветитьУдалить
  9. Настя, да можно и так рассматривать проблему- СеЧел- это в первую очередь использующий мир информационных средств - интернет для коммуникаций.У тебя это в узкоми или широком смысле? Уточни, пожалуйста.

    ОтветитьУдалить
  10. Даша, интересна твоя позиция о СеЧел- это впервую очередь- конструктор своих соцсетей. Эту мысль стоит развить далее.

    ОтветитьУдалить
  11. Я согласна с Настей в определении. Сетевым человеком не является тот, кто использует интернет с целью получения информации, новостей и курсах валют. Тогда интернет становится лишь очередным информационным ресурсом. А именно коммуникации с обществом, посредством регистрации в соцсетях и блогах является чертой сетевого человека. Можно даже разделить: есть социальные связи, а есть сетевые социальные связи. Если сперва возникают традиционные социальные взаимодействия, а потом происходит общение в сетях, то, в целом, это воспринимается комфортно. Однако при обратной ситуации, когда впервые общение возникает в сетях или даже если был короткий срок общения в реальности до, при реальных коммуникациях вы снова незнакомые люди. Не раз это замечала на себе и близких. Интересный феномен. Слышала, что американскими психологами проведено исследование, результаты которого говорят: аккаунт на файсбуке и т.п. социалках может повысить самооценку, поскольку пользователь сам себя презентует с наивыгоднейших сторон. Такие явления, безусловно влияют на жизнь личности и общества в целом.
    Невзгодина Наталья.
    СФ, ОС, 4 курс, 2 подгруппа.

    ОтветитьУдалить
  12. Что касается метода изучения такого явления с сцоиологической точки зрения то, мне думается, возможно испозовать традиционные методы социологии(опросы, интервью и т.п.) снаружи исследуя данный вопрос и изнутри. Изнутри - это значит, запрашивать у сайтов активность пользователей и какого рода эта активность. Например, таким способом можно выявить, чем занимается современная молодежь или взрослое поколение в сетях (например, скачивания музыки растут, как и загрузка фотографий, а загрузка видео уменьшается). В маркетинговом срезе это значило бы, что необходимо развивать фототехнику, а на видео не стоит делать ставку. В рамках политической социологии можно посмотреть активность в политических сетевых объединениях и их настроениях. Идей масса, в общем.
    Невзгодина Наталья
    СФ, ОС, 4 курс, 2 подгруппа.

    ОтветитьУдалить
  13. Поддерживаю идеи и мысли Наташи.
    Даша, уточни, пожалуйста, ведь, если человек - конструктор "новой сети", он пересекается с этими людьми в реале? Или же это абсолютно новые знакомства?
    У меня это в широком смысле. Все-таки буду настаивать на том, что коммуникации - вот цель. А информация и все остальное - это уже инструмент..

    ОтветитьУдалить
  14. Наташа, верно подмечено, что соцсети- это впервую очередь возможность для коммуникации. Но ведь у любой коммуникации есть цель. Не ради же самой коммуникации, как искусство ради искусства? Вот интересный поворот. Второе- о методологии социс. Кроме традиционных замечательные результат дает сетевой анализ, что применяется активно Градосельской Г.В. и ее группой. Хотите с ней пообщаться по этому поводу? Могу пригласить на занятия к нам? Надо копать глубже. СеЧел- это явление Эры интернета? Или Интернет лишь то средство, которое дает возможность увидеть что-то новое в горизонтальных связях, выйти поверх социальных структур и институтов? Это может быть новая степень свободы социальной? Или же порабощения этими сетями, зависимость? Из организации можно уволиться? А как уйти из своих соцсетей?
    Интересно замечание Наташи о 2-х типах связей- а) социальные и б) сетевые социальные.
    Девочки, пишите имя. Последний коммент чей о поддержке идеи Наташи? Иначе как обратиться..

    ОтветитьУдалить
  15. Дада, извиняюсь, забыл подписаться.)
    Настя Гайдашенко

    ОтветитьУдалить
  16. Разницы нет - новые ли это знакомства или нет. Главное, как я уже сказала - вовлеченность в процесс коммуникации, поддержание старых и создание новых контактов (об этом я уже говорила). Вопрос стоял в том, считать ли человека, просто читающего книги или скачивающего картинки (цель которого - новая информация), сетевым. Не ясны критерии СЧ. Если слово "сетевой" имеет значение "имеющий отношение к сети Интернет", то это одно, если "сетевой" от слова "сеть" имеет значение "паутина, сплетенная из нитей, связывающих людей друг с другом", это другое. Я считаю СЧ характеризует второй вариант. По сути, Настя и Наташа, мы говорим об одних и тех же вещах, только я сделала акцент на моменте создания, конструирования своего окружения, неважно кто это, знакомые или незнакомые. Мы строим свой мир общения и в реальной жизни, безусловно, но в сети Интернет это происходит немного иначе, со своими нюансами (например, отсутствие контакта с глазу на глаз).
    Байбакова Дарья, СФ, PR.

    ОтветитьУдалить
  17. Для современного человека доступность к всевозможным интернет-ресурсам уже давно является одним самых простых способов получения информации. Здесь и не поспоришь, не выходя из дома можно получить быстро нужную информацию, найти интересующую литературу, купить одежду, технику и многое другое, не говоря уже, как отмечали выше, скачать музыку, книги, фотографии и т.д. Простота и скорость получения необходимой информации через всемирную сеть не сравнима ни с чем другим.
    На мой взгляд, Настя верно отметила, что сетевым человеком является каждый из нас и использует интернет для своих нужд, было бы это работа, развлечение или просто общение. Так же не могу не согласиться с Наташей, которая пишет о коммуникации с обществом, которое проявляется регистрацией в социальных сетях, блогах, перепиской на форумах, пользованием ICQ менажерами и так далее. Но при этом, мне всё же кажется, получение какой-либо информации, пусть это даже будет просмотр прогноза погоды на неделю или курса валют, является чертой сетевого человека, так как эту информацию он мог бы получить из другого источника, например, из газет или телевидения.
    Интернет, превратившийся за последнее время в обычную составляющую жизни практически каждого человека в развитых странах, продолжает активно внедряться в нашу жизнь, и занимать большую часть времени. С каждым годом, на мой взгляд, пользователь интернет ресурсов молодеет, то есть, дети уже с малых лет начитают пользоваться интернетом, начиная с детских онлайн-игр и детских развивающих сайтов.
    Монахова Наталия, ФС, Общая социология, 4 курс

    ОтветитьУдалить
  18. Девочки- Настя, Даша и 2-е Наташи!

    У нас с вами уже квадратный стол обсуждения интересной темы- СеЧел- он кто? Если каждая пригласит еще по 1 студентке, то стол будет круглый.

    Да,согласна Даша с твоим принципиальным замечанием. Если Интернет лишь средство получения новой информации или же покупки товаров и услуг, то Чел. здесь использует интернет как IT-Средство. А если в интернете он создает ему интересные сети по коммуникациям или же строит свой интернет-бизнес, то он быстрее попадает под определение СеЧел. Тогда по твоей логике, только с приходом интернета в повседневную жинь современный человек получает характеристики СеЧел? Это своеобразный элитарный пока клуб, собщество? Сегодня в ФБ уже более 500 миллионов пользователей. Массовая сеть, однако. Надо дальше двигаться и искать сущностные дополнительные характеристики. Вот Наташей Монаховой поставлен вопрос о возрастных границах СеЧел. Это уже дети- школьники младшие, постарше? Зацепились за точку возрастную. Хорошо. В целом мы с вами пошли по 2-ому кругу. Надо в помощь звать свежую силу,да? Зову всех 4-курсников. Ау, вы где остальные? Спасибо, мне с вами некоторые вещи становятся яснее, вижу уже возможные вопросы на докладе.

    ОтветитьУдалить
  19. Я заметила, что тут все пишут о сети, как о месте для общения/развлечения/кладезе новых знаний, но никто почему-то не сказал, что сеть может являться и местом работы. Я знаю очень много молодых людей, которые работают даже не выходя из своей комнаты, причем, я говорю не о какой-то фриланс подработке, а о реальном нормированном графике.
    Моя знакомая встает каждый день где-то в 7 утра, умывается, завтракает, заправляет кровать, одевает рубашку(!) и садится за ноутбук. В 8.05 ей по скайпу звонит начальник и дает задание на день: отредактировать статьи, написать новый материал, кому-то позвонить, с кем-то договориться о встрече, и она приступает к работе, пока в 18.00 снова не позвонит начальник, перед которым она должна отчитаться. Бывает, что она не успевает подготовить материал и работает так сказать сверхурочно, т.е. всю ночь. И это только одна ее работа, а бывает, что помимо она еще работает в каких-то сезонных проектах.
    Так вот, к чему я веду, сетевой человек, который использовал интернет в развлекательно-позновательном ключе — прошлый век, сейчас же, сетевой человек пытается выжать из интернета все: начиная от покупок (не только одежда и прочие безделушки, которых нет в магазинах, есть такие, кто заказывает по интернету продукты(!)) и заканчивая социальными сетями.
    Технологии дошли до того, что сейчас, в принципе, выходить из дома не обязательно :)

    Попова Анна, СФ, PR

    ОтветитьУдалить
  20. Анна, молодец! Вот сейчас мы уже нащупали то, что Маркс раскрыл в 19 веке- природа человека социальна, его деятельность предметна. Но..Интернет как место работы с начальником- это только 1-ый шаг,да? Ведь здесь просто работа наемная стала иметь удаленный доступ, не надо ходить в офис, но все остальное по-преженему. Степень свободы увеличалась только за счет сокращения времени на дорогу. Но стал ли такой человек свободней от прежних оков? Да, это шаг вперед, но и этот шаг в правильном направлении не до конца раскрывает нам суть СеЧел. Так по крайней мере я думаю, размышляя на эту тему. Ведь теперь человек завист от многих технических проблем- сбой со связею в провайдером и т.д.

    ОтветитьУдалить
  21. «Настало время поднять очень важную проблему: можно ли говорить о новом качественно другом сетевом человеке и его принципиальных отличиях от несетевого человека»?

    Говорить, конечно, можно, но принципиальных (сущностных) отличий не вижу. Интернет как значительно упрощающий жизнь инструмент, который ещё и для коммуникации подходит – да. Новый тип человека, который принципиально отличается от несетевого - нет. Дикари в Папуа Новой Гвинее не меньше хотят коммуницировать, совершенствовать методы сбора информации, развлекаться и т.п., чем какой-нибудь юзер с горы. Методы разные, суть одна.

    Раньше модно было собираться на кухне и пить чай, теперь модно собираться на форуме и чатиться. Это явления одного порядка, но от этого, конечно, не менее интересные. Особенно, на мой взгляд, с точки зрения социологии повседневности. Интересно было бы предпринять попытку описания поведения людей в интернете (прежде всего в социальных сетях, блогах, жж и т.п.), как феномена, примерно как Утехин в «Коммунальной квартире». Для данных целей кроме стандартных методик нужны новые подходы. Например, не просто дискурс-анализ, но сетевой дискурс-анализ. Чтобы поймать сетевого человека социологу и самому придётся окунуться в виртуальный мир. Однако о виртуальном мире хочется пару слов отдельно сказать.

    Мне кажется, что время, когда можно было утверждать, что интернет более виртуален (или менее реален), чем мир вокруг, уходит в прошлое. Теорема Томаса в действии. Если люди получают деньги за то, что делают в интернете, если они получают социально-политическиую информацию (а в дальнейшем и голосовать, думаю, смогут) в интернете, если они, наконец, находят себе брачных партнёров в интернете, то куда уж реальней. Все сферы жизни здесь. И политическая и экономическая и духовная.

    Но, даже будучи не менее реальным, чем мир вокруг, интернет, всё же, является другой реальностью и человек в нём ведёт себя по-другому (гипотеза). Для того, чтобы понять, как именно, социологу придётся не только окунуться в сетевой мир, но и вынырнуть из него. И продолжить поимку неуловимого СеЧела оффлайн. Сравнив поведение конкретного индивида (case study?) онлайн и оффлайн, можно сделать выводы относительно пересечения двух миров в его повседневной презентации.

    Денис Печерский, маркетинг

    ОтветитьУдалить
  22. Я бы поспорила, Гульшат Кулумджановна. Степень свободы увеличивается, да, но хорошо ли это? Сетевой человек, как мы выяснили, старается перевести взаимоотношения в свою область обитания — в интернет, и получается, что прежние 30-60 минут дороги до дома, когда он, человек, мог взаимодействовать с другими членами общества (столкнуться с кем-то в автобусе, поймать чей-нибудь взгляд или хотя бы сказать "передайте деньги за проезд") испаряются или будут тратиться, опять же, на интернет.
    Согласна, что это шаг вперед, большой шаг, конечно, я думаю, люди еще не скоро срубят под корень живое общение, но мне кажется, что все к этому идет. Сетевой человек в итоге станет абсолютным затворником :)

    Пока я писала, у меня возник вопрос, относительно социализации: получается, что становление личности сетевого человека сейчас и в последующем будет происходить тоже в интернете, точнее под его влиянием?

    Попова Анна, СФ, PR

    ОтветитьУдалить
  23. Денис, интересный методологический ракурс подметил:чтобы вычленить сущностные характеристики Сечел от просто Чел- надо показать, что принципиально нового появилось в жизни Сечел. Тогда аппеляция только к виртуальной коммуникации в Интернете не поможет. 1)Верный подход в социс- да, надо сравнивать СеЧел -оффлайн и он-лайн в повседневной жизни.
    2) Более важный методологический ракурс - искать сущностные черты Сечел только оффлайн. Гипотеза: именно глобализация, а вместе с ней глобальная миграция и появление массовых групп иноэтнических, инорелигиозных групп в стране приема показывают, что в принимающем обществе появляются замкнутые этно- и конфессиональные сообщества, которые живут в своих сетевых социальных мирах, и интегрироваться не желают. Вот и диагноз- конец мультикультурализма, высказанный европолитиками. Почему?
    Потому что сетевое сообщество вступило в противоречие с несетевым. Я полагаю, если мы ограничимся только виртуальным гомогенным сетевыми сообществами, то мало что поймем в сути нового явления.
    2) Даже социальные сети в интернете могут быть исследованы как сетевые с точки зрения Субъектов, Акторов, которые принципиально по новому свои сети выстраивают, пытаясь заменить вертикальную не свободу- горизонтальными новыми связями.
    Аня, думаю социализация сетевого человека будет происходить с тех социальных реальных сетях, в котором протекает их повседневная жизнь, а она может быть (на примере иммигрантов) отказом от интеграции в жизнь принимающей стороны, их ценностей и т.д. Пока интернет -лишь новое средство. Если оно станет предметом деятельности человека,то сетевой человек выявится вполне. Надо его фиксировать всеми методами- в первую очередь- сетевым анализом.
    Общение всегда будет непреходящей ценностью человека. Сетевизация эизни позволить сделать такое общение качественным по выбору. Если общался с теми кто встречаются по соседству, на работе, по дороге домой, то принцип сетевого человека поиск общения с теми, кто тебе близок по мыслям, духу, моральным и т.д качествам. Своя сеть- новое общение- не по нужде, а по доброй воле.Согласна?

    ОтветитьУдалить
  24. Мне тоже хотелось бы немного поговорить о сетевом человеке,его сущностных характеристиках.

    На мой взгляд, он(сетевой человек) все-таки должен мыслить интернет как неотъемлемую часть себя и своей повседневной,подчеркиваю,повседневной жизни.Сетевой человек-это тот человек,которому необходим особый вид контакта с другими людьми в виртуальном пространстве,где действуют свои нормы и правила.При его помощи он открывает для себя новые возможности для реализации свой личности и своих потребностей.Кроме того,надо отметить, что при этом не обязательно отсутствие общения и контакта в реальной жизни.

    Что касается разговоров о формировании нового социального типа человека-человека,существующего вне реального общения,то,скорее всего,в определенный момент возникнет достаточно большое количество(но не подавляющее!)таких людей,но затем их численность будет сокращаться из-за человеческой потребности постоянно пробовать что-то новое(особенно в эмоциональном плане).А нигде нельзя сыскать более богатый выбор новых сильных ощущений,нежели в реальной жизни(с оговоркой-на данный момент-т.к.никто не знает как далеко могут зайти технологии в будущем)).

    Шумилина-Павлова Мария,ФС,Общая социология,4 курс

    ОтветитьУдалить
  25. в дополнение к чудному комментарию Дениса.... станет ли сетевой человек исключительно виртуальным? Т.е. случится ли тотальная подмена? Ясно, что интернет - это удобно, информативно, оперативно, ресурсно, обезличено (и никаких гендерных дискриминаций в бизнесе, e.x.),так вот хватит ли у интерента смелости отхватить большую часть реальность....
    Если хватит, то какова альтернатива виртуальному сетевому человеку? и стоит ли с ним бороться (с ВирСетЧелом)? Достаточно людей активно выражает свой протест касательно соц сетей (от "за нами следят" до "я люблю живое общение").

    И еще вопрос: сетевизм - это болезнь? Нам же достаточно наших друзей, но все равно жмем "добавить в друзья"...

    кстати, зарегистрировалась в Google+ - спросила себя зачем? спустя 2 недели. Мы везде ))))
    Малова Вика, маркетинг 4 курс

    ОтветитьУдалить
  26. Не очень понятно, что здесь подразумевается под понятием "сетевой человек". Ведь любой человек включен в какие-то социальные сети, не обязательно виртуальные. Но дискуссия идет о включенности человека именно в Интернет-общение, видимо здесь сетевизм означает построение социальных сетей в глобальной сети, а сетевой человек эти соц. сети строит в Интернете. Отсюда получается, что сетевым человеком можно назвать любого Интернет-пользователя, который пользуется тем(-и) или иным(-и) Интернет-сервисом(‑ами) для общения.
    Основным, как я понимаю, является вопрос "Как сетевизм в жизни сетевого человека принципиально ее меняет?" Многие здесь пишут о тенденции отказа людей от реального общения в пользу виртуального, некоторое время назад мне тоже отчетливо виделась такая тенденция. Однако результаты моего исследования 2ого курса показали, что много общаются в Интернете те люди, которые столь же много времени уделяют "живому" общению. Таким образом получается, что Интернет-общение не является уходом от реальности, а лишь удобным дополнительным средством коммуникации. Но все-таки, я считаю, что с все более широким распространением Интернет-общения структура и форма реального взаимодействия людей меняется. Люди становятся более замкнутыми, более настороженно относятся к окружающим (по аналогии с соцсетями в Интернете проводится граница между друзьями и недрузьями). Люди охотно заводят новые знакомства в Интернете, но пытаются не контактировать с окружающими на улице, в транспорте и т.д. С другой стороны, это опять же мои личные размышления, основанные лишь на собственных наблюдениях, но они тоже могут оказаться ложными. Поэтому перед тем как отвечать на вопрос "Как?", надо понять действительно ли сетевизм меняет жизнь сетевого человека.

    Кушнир Полина
    ФСоц, общая социология, 4 курс

    ОтветитьУдалить
  27. На мой взгляд, "поймать" сетевого человека можно не столько благодаря тому, сколько времени он проводит в Интернете, на каких сайтах он сидит и т.д. Сказать, что перед нами - сетевой человек, можно, на мой взгляд, благодаря такому параметру, который социологическими методами обнаружить достаточно сложно. Назову условно этот параметр "зависимость" и поясню, что я имею ввиду. Несетевой человек тоже может быть активным пользователем Интернета, блогов, социальных сетей, разных гаджетов и пр.Но это еще не делает его сетевым человеком, поскольку от этого не зависит его существование и его жизнь. Сетевым его его делает состояние зависимости от всего этого. Когда человек не можт прожить неделю без сайта "одноклассники" (своеобразная ломка, как у человека, принимающего наркотики); расстраивается, если мало комментариев к его новой фотографии; если чувствует себя одиноким, не пообщавшись в аське; если не способен организовать совещание без электронной почты; или если не может организовать свой досуг без Интернета - то это зависимость, перед нами - сетевой человек, уже включенный в систему, в матрицу. Иными словами, сетевым человека делает не сам факт активного использования всего вышеперечисленного, а его отношение ко всему этому и состояние зависимости (в психологическом смысле и в смысле использования всего этого в утилитарном смысле, т.е. для повседневной жизни, общения, устройства досуга итд. ).
    Янцева Виктория, ФС, 4 курс, Пиар

    ОтветитьУдалить
  28. В настоящий момент времени появился такой термин как smm (social media marketing). Причем он и концепция, лежащая в его сути, с каждым днем набирают все бОльшие обороты. Это уже не просто жизнь, развлечение, как кто-то писал выше - это уже работа. Отсюда же выходит такое направление как Social Media Monitoring, дающее работу уже очень многим. Направление очень динамичное, развивающееся и интересное.
    И современные маркетологи и социологи, ушедшие в эту сферу, обязательно должны владть интструментарием данной тематики для того, чтобы хотя бы держать свою компанию "на уровне", потому что это уже не просто поле битвы за потребителя, а часть общей системы жизни компании.
    А из чего все вытекало? Именно из наличия доступа в интернет, аккаунта в соц.сети (потому что прежде всего это распространяется в соц.сетях типа vk и fb) и желания развиваться, придумывать что-то новое и необычное, завлекающее. То есть, в современных реалиях, для успешной карьеры и самореализации в профессии априори необходимо быть "сетевым человеком".

    Некипелова Ирина, ФС, 4 курс, Общая социология, 2 группа.

    ОтветитьУдалить
  29. не отправляются комментарии

    ОтветитьУдалить
  30. Для меня «сетевой человек» - тот, кто включен в различные виртуальные социальные сети для создания и расширения своего круга общения, чтобы поддерживать с ними всякого рода связи. Так, в течение своей жизни каждый из нас входит в различные социальные группы и сообщества, завязывает новые знакомства. С кем-то мы поддерживаем более близкие отношения, с другими же чисто формальные взаимосвязи, и именно в этом нам помогают социальные сети и другие интернет- возможности.

    Я не считаю интернет- общение уходом от реальности, это только средство коммуникации, позволяющее быть в курсе, быть доступным, быть в режиме он-лайн.

    Что касается поведения человека в интернет- пространстве (что отмечает Денис), то оно, действительно, зачастую отличается от его поведения в реальной жизни. Например, я заметила, что некоторые подростки, которые в жизни весьма ординарны и скованы, в соцсетях предстают и презентируют себя совершенно в ином виде, чувствуют большую свободу в общении. Как я понимаю, здесь происходит формирование и самореализация личности, «представление себя другим»…
    Васина Виктория, СФ, общая соц-я, 4 курс

    ОтветитьУдалить
  31. (продолжение)Выдвигается мнение о том, что социальное пространство СетЧела иногда сводится к «общению» с Интернетом 24 часа в сутки. Вот он, истинный сетевой челочек - ест, работает, одевается, общается – удовлетворяет почти все потребности по-Маслоу, через Интернет. (не считая, одной из потребностей первого уровня :) ) Но вернёмся к дискуссии. В ней появилась новая кровь с новыми мыслями. Возникает биполярность – человек реальный и человек виртуальный. И как следствие, эта биполярность сводится к вечному вопросу добра и зла: может ли виртуальный человек навредить реальному? На сколько опасно Интернет-общение? Является ли оно заменой реальному общению? Интернет-общение – это норма, или социальная болезнь, которая приведёт к социальной эксклюзии – бедности, только живого общения? Параллельно с этим поступило методологическое предложение исследовать СетЧела офф- и онн- лайн, причем интересно было бы проанализировать такие его соц-дем характеристики, как пол, возраст, регион проживания, городской или сельский образ жизни (это от себя), а также, как было отмечено, этническую и религиозную принадлежность, а может быть, даже сексуальную ориентацию. ( Напомню, что сейчас только в одном городе мира –испанском Моклинехо обсуждается вопрос о наделении этого города «особыми» правами, поэтому Всемирная сеть является, по всей видимости, идеальным социальным пространством для коммуникаций представителей нетрадиционных сексуальных ориентаций).
    Далее участники дискуссии развивают тему потенциальной аномальности СетЧела, подчеркивается его зависимость от социальных сетей и Интернет-ресурса в целом.
    Возможно я что-то упустила, да добавит это неленивый ). Многое было сказано про методику и методологию. Самой интересной идеей, на мой взгляд является – включенное наблюдение за СетЧелом офф- и онн- лайн. Процедура трудоемкая, но, на мой взгляд, самая подходящая в исследовании СетЧела. При этом, конечно, не отрицаю, различного рода статистические методы: анализ рейтингов сайтов, количество онн- и офф- ланов, наиболее и наименее обсуждаемые темы форумов и т.д.
    В заключение, хочу сказать, что поднятая тема интересна в первую очередь тем, что она актуальна и близка каждому жителю мегаполиса или города-миллионника. И даже те индивиды, которых ещё не захватила Всемирная Паутина, всё равно рано или поздно окажутся в её сетях. Как и любое другое явление, рост СетЧел-ов будет иметь как свои позитивные, так и негативные последствия. А каких окажется больше, мы узнаем благодаря социологическим исследованиям и реальному (заметьте, не виртуальному) будущему!
    С уважением, Жирикова Анна.
    (Общая социология).

    ОтветитьУдалить
  32. Простите за ошибки, никак не привыкну к маленькому экрану нового компьютера!Сейчас читаю-ужас!
    Юдина Татьяна

    ОтветитьУдалить
  33. О!Неужто ничего не отправилось!

    ОтветитьУдалить
  34. На мой взгляд, сетевой человек- это как раз тот человек, который умеет владеть интернетом и является постоянным пользователем сети. На сегодняшний день многие вопросы и проблемы мы решаем через интернет, через электронную почту и социальные сети. Вся наша жизнь (здесь имеется ввиду жизнь современный людей больших городов) каким-то образом связана с интернетом, поэтому я смело могу заявить, что люди, которые активно пользуются интернетом, считаются сетевыми людьми, которые все свои задачи и проблемы решают с помощью сети, некоторые даже живут интенетом, как бы печально это не звучало. Поэтому в наше время практически каждый человек, который хоть иногда пользуется всемирной сетью, может смело называть себя сетевым человеком.

    Чудопал Юлия, ФС, Ос-2, 4 курс.

    ОтветитьУдалить
  35. У меня немного иная точка зрения на «сетевого человека», может быть, даже странная. Я не привязываю СеЧел только к Интернету. Мое предположение основывается на том, что в Интернете человек воспроизводит свои реальные действия, реальность и виртуальность тесно связаны. Поэтому для меня появление Интернета не является точкой отсчета «сетевого человека».
    В одном известном советском фильме главная героиня произносит фразу: «Вся земля сетями опутана, каждый расставляет сети: кто – искусно и честно, а кто – грубо и подло. И никому своих сетей не миновать…» Из её слов выходит, что люди подобны паукам: в обществе они сплетают сети, в которые попадают знакомые, друзья, любимые, родственники и прочие. То есть сети существуют со времен существования человека, но они не такие видимые, как Интернет. Выстраивая сети, человек знает, кто именно в них должен попасть и как «пойманного» использовать после поимки. Сеть – это ловушка, но она может быть разной по своему содержанию. Сети, сделанные «честно», позволяют нам принимать участие в жизни другого по собственной воле, свободно, без обязательств, такие сети не причиняют вреда, а доставляют радость. «Подло» же расставленные сети отягощают человека, лишают его свободы выбора и действий, выпутаться из них почти не предоставляется возможным. По моему мнению, сетевым человек является изначально, Интернет лишь усовершенствовал уже существующую сеть с применением новых технологий. «ВКонтакте» и «Facebook» - это лишь вывод созданных ранее сетей в зону видимости. Из этого можно сделать вывод, что создание сетей и есть повседневные практики людей. И с каждым новым поколением появляются новые сети, этот процесс бесконечен.
    Подводя итог, могу сказать, что для меня каждый из нас – «сетевой человек»: и бабушка, и маленькая девочка, и молодой парень, вне зависимости от их умения пользоваться Интернетом. Интернет лишь наглядно показывает то, что должно быть скрыто от посторонних глаз.
    Моргунова Светлана, PR, 4 курс.

    ОтветитьУдалить
  36. Добрый вечер.
    Как мне кажется, сетевым человеком, большую часть населения крупных городов. Именно мегаполис не только располагает к этому, но и, пожалуй, порой вынуждает быть в сети: быть в курсе, быть "в теме", понимать, осознавать происходящее, успевать за ритмом современной жизнь. Это, конечно, только моя гипотеза.
    Как раз в сравнении сетевого и НЕсетевого человека мне видится способ выявления особенностей и определенных черт первого. Ведь разница и будет являться тем изменением, а потом и основной чертой сетевого человека! В первую очередь хочется задать вопрос "Что вы получаете, курсируя в сети?" Здесь мы сможем получить то, к чему у человека есть некое стремление или нужда (например, из-за работы), а это уже неплохая начальная база для анализа характеристик изучаемого человека. Ведь каждый видит сеть по-своему: кто-то общается, кто-то работает, и, как верно заметила Аня Попова, выжимает все возможности, предоставляемые паутиной, кто-то воспринимает сеть, как досуг/развлечение и т.п.
    Нельзя забывать и об обратной стороне медали: существует и ряд минусов. На мой взгляд, интернет нередко крадет время. Много времени. В большей степени я говорю, конечно, о социальных сетях, время в которых зачастую проводится в пустую (посмотреть у кого какие фотографии, узнать последние сплетни, посмотреть и накачать себе кучу замечательных картинок, потрепаться ни о чем с мало знакомым тебе человек и т.п.). А это отвлекает. Подобные особенности могут закрывать человека от мира реального: встречи, тактильные ощущения. Порой это притупляет впечатления и эмоции, что делает нас больше СЕТЕВЫМ, чем человеком. Тут же вспомнился замечательный мультик Валли. В нём люди, не утруждают себя просто встать с удобного кресла, ведь им стоит нажать кнопку и все будет перед ними.
    Могу сказать с абсолютной уверенностью, что современный человек из-за многих причин (которые и требуется выяснить, ведь у всех они разные!) нуждается в сети! Например, мои дедушка с бабушкой, которые живут в другом городе, подключили интернет, чтоб быть хотя бы чуточку ближе к нам и к друзьям живущим за границей. Общаемся по скайпу, и для них это огромная радость!

    Шраер Полина, 4 курс, ФС, PR

    ОтветитьУдалить
  37. Развитие технологий и их доступность сегодня позволила человеку выйти в новое пространство. Мне кажется, можно сказать, что сетевой человек - это следствие глобализации, ведь необходимость регулярно получать последнюю информацию заставила людей обратиться к этому источнику. Но Интернет разноплановый ресурс, здесь можно как получать информацию, так и общаться. На мой взгляд, сетевым человек становится тогда, когда он включается в интернет-общение, регистрируется в социальных сетях. Социальные сети дают человеку большие возможности, в них можно познакомиться и пообщаться с людьми, поддерживать контакты с друзьями, знакомыми. Они раскрепощают человека, с помощью страничек в соц. сетях человек презентует себя так, как хочет. Он может даже стать другим человеком. В данном случае происходит некий уход от реальности. Таких людей интересно было бы изучить, понаблюдать за ними в реальной и виртуальной жизни. Однако для большинства сетевых людей виртуальное общение является продолжением реального, перенесенного в другую плоскость, другой формат.

    Аксенова Елена, СФ, 4 курс, Общая социология

    ОтветитьУдалить
  38. Доброй ночи!
    На мой взгляд, "сетевыми людьми" сейчас можно назвать абсолютно всех людей, пользующихся Интернетом. Даже не имея аккаунтов в соц.сетях, люди читают новости, ищут что-то в поисковиках, используют электронную почту, смотрят или качают фильмы и т.д. То есть, как мне кажется, все равно включен в это сообщество. Другой вопрос, что степень "сетевизма" может быть совершенно разной. Один вопрос, когда Интернет является исключительно инструментом, и совсем другое, когда Интернет подменяет реальность, о чем многие писали ранее. И здесь как раз и появляется вопрос, кого же называть "сетевым человеком". Как мне кажется, здесь нужно сначала уточнить, рассматриваем ли мы "сетевизм" как данность, либо мы его рассматриваем соц. проблему. В первом случае - термином "сетевой человек" можно называть всех Интернет пользователей. Во втором - да, нужно этим термином (либо каким-то другим)отдельно выделять Интернет-зависимых людей.

    Если говорить о тенденциях, то, безусловно, количество людей, так или иначе связанных с сетью постоянно будет увеличиваться. Обилие социальных сетей, аська, скайп, почта - все это позволяет нам поддерживать общение со множеством людей, любая информация доступна в интернете. Более того, очень много информации находится исключительно в интернете. Вообще же уже сейчас можно прожить жизнь, не отрываясь от любимого ноутбука. Очень показательным, на мой взгляд, является следующий пример: у меня есть племянник, сейчас учится во втором классе. Так у них с 1-ого класса у всех свои электронные адреса, на которые им высылаются домашние задания. То есть их с самого детства приучают к использованию Интернет-ресурсов.

    Изменения жизни. Они также достаточно значимы. Во-первых обилие (возможно, даже "переобилие", но это уже отдельная проблема) информации приводит к обилию (но, с другой стороны, к обесцениванию) знаний. Когда знания легко достаются, нет смысла их беречь и ценить. Во-вторых, если говорить о активных пользователях Интернета, то можно говорить и о том, что у них формируется своя культура, то есть появляются новые темы для разговоров ("Видел вчера видео?", "Видел, какие она фотки выложила?" и т.д.),которые не будут понятны остальным; изменяется речь (сколько распространенных речевых оборотов взято в разное время с различных ресурсов). Как писали ранее, возникает желание "быть в теме", соответственно, просмотреть все эти фото-видео, прочитать блоги. Таким образом, "сетевизм" нарастает как снежный ком.

    Также во многом я хотел бы согласиться со Светой. То есть люди имеют стремеление объединяться в сообщества, поддерживать контакты с другими людьми, влиять на членов этих сообществ, независимо от того есть у этих людей Интернет или нет.

    Если говорить о методологии, то, соглашусь с предыдущими комментаторами - наиболее удачной идеей, как мне кажется, является включенное наблюдение, причем за людьми, достаточно активно вовлеченными в Интернет-жизнь. То есть за группами, сообществами, форумчанами, кланами и т.д. И, скорее, как-то реально охарактеризовать этих людей можно именно наблюдая за ними и их поведением офф-лайн, причем в двух вариантах: на встречах этих сообществ и в повседневной жизни (на работе, в институте и т.д.).

    Фоменко Дмитрий,4 курс, PR.

    ОтветитьУдалить
  39. Гульшат Уразалиева
    Дорогие дискутанты! Не волнуйтесь. Все комменты приходять на мою почту, но почему-то днем не прикреплялись и мои комменты. Завтра постараюсь их сюда перпостить, если выйдет.

    ОтветитьУдалить
  40. В наше время любой человек, активно ведущий общественную деятельность в интернет, будет так называемым "сетевым человеком". Необходимо, конечно, не забывать про реальную жизнь. Но я не считаю, что можно вводить такое понятие как "сетевой человек". Это же просто профессия.

    ОтветитьУдалить
  41. Для современного человека доступность к всевозможным интернет-ресурсам уже давно является одним самых простых способов получения информации. Здесь и не поспоришь, не выходя из дома можно получить быстро нужную информацию, найти интересующую литературу, купить одежду, технику и многое другое, не говоря уже, как отмечали выше, скачать музыку, книги, фотографии и т.д. Простота и скорость получения необходимой информации через всемирную сеть не сравнима ни с чем другим.
    На мой взгляд, Настя верно отметила, что сетевым человеком является каждый из нас и использует интернет для своих нужд, было бы это работа, развлечение или просто общение. Так же не могу не согласиться с Наташей, которая пишет о коммуникации с обществом, которое проявляется регистрацией в социальных сетях, блогах, перепиской на форумах, пользованием ICQ менажерами и так далее. Но при этом, мне всё же кажется, получение какой-либо информации, пусть это даже будет просмотр прогноза погоды на неделю или курса валют, является чертой сетевого человека, так как эту информацию он мог бы получить из другого источника, например, из газет или телевидения.
    Интернет, превратившийся за последнее время в обычную составляющую жизни практически каждого человека в развитых странах, продолжает активно внедряться в нашу жизнь, и занимать большую часть времени. С каждым годом, на мой взгляд, пользователь интернет ресурсов молодеет, то есть, дети уже с малых лет начитают пользоваться интернетом, начиная с детских онлайн-игр и детских развивающих сайтов.
    Монахова Наталия, ФС, Общая социология, 4 курс

    ОтветитьУдалить
  42. Разницы нет - новые ли это знакомства или нет. Главное, как я уже сказала - вовлеченность в процесс коммуникации, поддержание старых и создание новых контактов (об этом я уже говорила). Вопрос стоял в том, считать ли человека, просто читающего книги или скачивающего картинки (цель которого - новая информация), сетевым. Не ясны критерии СЧ. Если слово "сетевой" имеет значение "имеющий отношение к сети Интернет", то это одно, если "сетевой" от слова "сеть" имеет значение "паутина, сплетенная из нитей, связывающих людей друг с другом", это другое. Я считаю СЧ характеризует второй вариант. По сути, Настя и Наташа, мы говорим об одних и тех же вещах, только я сделала акцент на моменте создания, конструирования своего окружения, неважно кто это, знакомые или незнакомые. Мы строим свой мир общения и в реальной жизни, безусловно, но в сети Интернет это происходит немного иначе, со своими нюансами (например, отсутствие контакта с глазу на глаз).
    Байбакова Дарья, СФ, PR

    ОтветитьУдалить
  43. Поддерживаю идеи и мысли Наташи.
    Даша, уточни, пожалуйста, ведь, если человек - конструктор "новой сети", он пересекается с этими людьми в реале? Или же это абсолютно новые знакомства?
    У меня это в широком смысле. Все-таки буду настаивать на том, что коммуникации - вот цель. А информация и все остальное - это уже инструмент..

    ОтветитьУдалить
  44. На мой взгляд, сетевой человек - это человек, который в достаточно сильной степени зависит от интернета. Для того, что бы изучить сетевого человека, в первую очередь стоило бы изучить степень зависимости этого человека от сети.
    В данном случае стоит учитывать различия между людьми, которые пользуются благами сети, тех, для кого сеть является непосредственно способом общения и удовлетворения потребности в общении, и тех, кто пользуется сетью непосредственно в рабочих целях, вынужденно.
    Также стоит в данном случае учитывать не только случай домашнего пользования интернетом, но и то, что большинство компаний напрямую зависит от интернета, в частности общение по электронной почте.
    Для того, что бы понять сетевого человека, нужно понять "для чего он в сети" и разделить его по категориям. Каждую из категорий, на мой взгляд, стоит изучать отдельно. В дальнейшем будет проще понять и выяснить сущность сетевого человека.

    Туркова Екатерина, СФ, 4 курс, общая социология.

    ОтветитьУдалить
  45. Что касается метода изучения такого явления с сцоиологической точки зрения то, мне думается, возможно испозовать традиционные методы социологии(опросы, интервью и т.п.) снаружи исследуя данный вопрос и изнутри. Изнутри - это значит, запрашивать у сайтов активность пользователей и какого рода эта активность. Например, таким способом можно выявить, чем занимается современная молодежь или взрослое поколение в сетях (например, скачивания музыки растут, как и загрузка фотографий, а загрузка видео уменьшается). В маркетинговом срезе это значило бы, что необходимо развивать фототехнику, а на видео не стоит делать ставку. В рамках политической социологии можно посмотреть активность в политических сетевых объединениях и их настроениях. Идей масса, в общем.

    Невзгодина Наталья
    СФ, ОС, 4 курс, 2 подгруппа.

    ОтветитьУдалить
  46. Уважаемые 4-курсники!
    Я так рада, что выбрала этот путь общения с вами через свой блог, названный ранее "Сетевой человек" неспроста! Спасибо за ваши отклики. Постараюсь поделиться своими мыслями по поводу каждого вашего замечания. Мы благодаря ведущим мировым процессам- глобализации и IT-технологиям стоим на пороге необходимости осмысления многих новых явлений. На мой взгляд- это появление некоторых новых черт (почему не сущностных, Денис?) в деятельности и коммуникации современного человека, которые мне позволили выдвинуть гипотезу (!), что социальные науки, социология в том числе может, скорее имеет право и обязана задумываться, затем и предлагать новый термин, а потом и сформировать новое понятие как СЕТЕВОЙ ЧЕЛОВЕК-НОMONETWORKS /
    И это Денис, не дань постмодернизму, к которому слабости не испытываю. Я скорее придерживаюсь модернистской парадигмы.
    Так вот, осмысливая природу нового - реального и виртуального (только так, не разделяя и не противопоставляя))) природу сетевизма, выделяю, как верно отметили девушки выше, позитивный план: новая работа, покупки товаров и услуг, досуг,поиск новых возможностей через интернет- это лишь демонстрация Интернета- как средства. Если же, благодаря ему, через соцсети и т.д. происходит размывание всяческих границ- государственных, социальных, классовых барьеров, этно- и конфессиональных, партийных, гендерных, возрастных и т.д. - то это уже новая социальная сетевая сила, которая способна (?)изменить социальные вертикальные, властные в том числе структуры. Я была на Форуме женских общественных организаций "За социальную демократию и прогрессивное общество" (Великая Н.М. и др.). Приглашение получила, заметьте на Фейсбуке, а не на факультете.
    Там же на Фейсбуке из простого общения на злободневные женские проблемы, подружилась виртуально, а затем и реально встретилась с социологом О.В. Крыштановской (знала ее по работам по элите), которая пригласила меня в Общественную организацию "Отличницы". Долгие годы я сознательно сторонилась политических партий и движений. Но общение- 2-3 мес. вначале в инете в соцсетях, а затем при первой реальной встрече подвинули меня подключиться к ним. Мне импонировали их подходы, юмор и интеллектуальный уровень постановки проблем и попыток их решать. Для меня этот инкубационный опыт виртуального общения в соцсетях стал толчком перехода в реальное знакомство! Вот какую степень горизонтальной свободы я имела в виду выше. Я, как и большинство сегодня, сама выбираю с кем мне сегодня быть и в каких общественных организациях состоять. Раньше в СССР- октябренок, комсомолец, член партии - норма почти для всех. Я с ними вместе ставлю задачу и попытаюсь(!) изменить что-то в российской политике, двигаясь в социал-демократическом русле. Именно соцдем движение в европейских странах изменило роль женщины в политике.
    В политике в Скандинавских странах женщины представлены близко к паритетным отношениям. Россия же имеет 12% женщин во власти, за нами следом идут арабские страны с 10%!
    Конечно, это не значит, что в реальной жизни у меня или у вас нет подруг, семьи, близких друзей и коллег. Новые сети мы ткем сами, проявляя свой выбор и реализовывая свои личностные, политические, профессиональные интересы. Интернет лишь расширил наши пространственные возможности, сократил временные затраты- можно все заранее здесь обсудить, и лишь встретиться на заключительной акции- мероприятии. Мы благодаря интернету сократили пустую трату времени на поездки, дорогу, мы улучшаем качество своей жизни, когда экономим самый важный НЕВОСПОЛНИМЫЙ ресурс- время нашей жизни. СеЧеЛ по-новому живет в своем пространственно-временном континиууме. Но верно замечен новый парадокс- сама интернет-сеть становится жутким поглотителем Времени, тут тонкая грань между разумным ее использованием и зависимостью.
    Как социальная проблема обсужадается в западных и наших источниках- ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО.Россия наметила шаги по преодолению этого неравенства. Мы тут сильно отстаем пока, хотя человеческий капитал- очень высокого качества в этой сфере!
    12.09.11.

    ОтветитьУдалить
  47. Мои комменты к конкретно каждому замечанию:
    1)Маша Ш_П-ова, я не имела ввиду, что виртуальный мир вытесняет реальный.
    2)Денис, цыганские этносети пример того, что человек и ранее был включен в сетевые отношения. Не ради нового словца я затеяла этот разговор.
    Но именно наше время заставляет увидеть в этом новые черты и функции -роли сетей.
    3)Вика Малова, интернет лишь - информационная и технологическая новая возможность коммуникации. Он ничего не вытесняет, согласись, что только человек с помощью интернет может что-то в своей жизни вытеснить и втиснуть. Раньше боялись что
    телефон-телеграф,кино, ТВ и т.д. ухудшит качество общения.Думается, что вытеснить реальный мир техническими новшествами невозможно, можно качественно менять жизнь человека с их помощью.
    4)Полина, интернет не способен из интраверта сделать экстраверта и наоборт, он лишь усиливает какие-то качества и развивает или же нет их.Эта площадка эксперимента для человека- он пробует себя, порой под анонимной личиной, тренажер своеобразный. Для педофилов и всяких извращенцев тоже новое поле...Это минус.
    5)Вика Янцева - да, зависимость - это проблема еще та. В том числе и интернет-зависимость.
    6) Ирина, спасибо за интересный факт про-smm.
    На конференции в Вышке весной я слушала доклад экономистов и социологов,как это делается в наших и западных фирмах. Как банки и рекрутинговые фирмы с помощью Фейсбука моделируют, а затем подбирают себе сотрудников и т.д. Хотелось бы получить какие-то ссылки- это интересно, если сможешь.
    7) У меня тоже были проблемы с отправкой коммента.
    Поэтому этот был написан ранее, и только сейчас я его прикрепляю. СПАСИБО!ЖДУ НОВЫХ КОММЕНТОВ.

    12.09.11.
    Гульшат Уразалиева

    ОтветитьУдалить
  48. Фёкла Толстая как то сказала: "Наличие или отсутствие интернета в доме и квартире меня волнует гораздо больше, чем наличие или отсутствие горячей воды." Это, как мне кажется, отражает психологию сетевого человека. В современном обществе интернет это не просто информационное и развлекательное пространство, это необходимый инструмент жизнедеятельности. В сети возможно и пообщаться с друзьями, и с людьми из других стран, смотреть фильм, читать книги и журналы он лайн, к тому же сейчас многим людям проще найти в интернете информацию о компаниях или развлекательных мероприятиях, чем звонить в справочные службы. Сейчас даже у самого маленького магазина или салона красоты есть свой сайт. Это необходимо в современном обществе. Наличие приличного и хорошо оформленного сайта не только дает информацию об услугах, но и вызывает доверие потребителя. В целом можно сказать, что сетевой человек это такой человек, который стремится использовать возможности интернета по максимуму, не просто относится к всемирной паутине, как к новому развлечению, но как к помощнику в быту, работе и обучении.
    Ивлева Анна, 4 курс PR

    ОтветитьУдалить
  49. Да, Аня, согласна с тобой. Всю дополнительную аргументацию можно посмотреть в книге Леонида Реймана "На пути к цифровому дому".М.:Институт современного развития,2009 г. Сейчас он работает советником Президента РФ, ранее был Министром РФ по связи и информации. Много интересных фактов, в том числе и в РФ.

    ОтветитьУдалить
  50. Ранее, можно было бы сказать , что сетевым человеком является каждый из нас, однако учитывая то, что знакомства имеют все люди, следовательно связи, следовательно создается некая сеть отношений, из которых человек получает информацию, выгоду, помощь и многое другое. Однако на сегодняшний момент , в силу того, что в 21 веке уже давно все компьютеризировалось, и уже практически у каждого(за исключением пожилых людей, хотя некоторые все же стремятся познать новое ) в доме есть компьютер, подключенный к Интернету, то стоит рассматривать сетевого человека с точки зрения Интернета. По сути, сетевым человеком является каждый, кто пользуется Интернетом. Сетевой человек, это человек, который ведет блог, публикует статьи, общается на форумах, состоит в каких-либо сообществах Интернета, присутствует в социальных сетях(естественно должен быть хотя бы один из этих признаков). Сетевой человек-это живой человек, обычный, который и ест и пьет в реальной жизни, ходит в туалет, работает, общается с людьми в реальной жизни, однако есть время, когда он заходит в Интернет, и с того момента он становится уже сетевым человеком, конечно он им является не только тогда, когда сидит в Интернете, но и естественно и в самой жизни носит этот статус, но в Интернете он доказан. Сетевой человек может быть как под сильным влияние виртуальной сети, так и не под сильным. На самом деле все зависит от самого человека. Под сильным влиянием человек тогда, когда он постоянно находится в Интернете, включая при этом дом, путь на работу или еще куда либо, на работе, даже в душе, вообщем грубо говоря везде с ним есть Интернет и он в нем.А тот кто под слабым влиянием он спокойно относится к тому, что без него в Интернете за несколько часов ничего не произойдет глобального, что изменит все. Ну а те люди, у которых работа связана с Интернетом, то они просто работают, однако когда они дома, порой тоже заходят, но некоторые прейдя домой отдыхают и не заходят в интренет, так как знают ,что ничего там в принципе не изменилось, так как они там были весь рабочий день. Конечно понятен тот факт, что Интернет изменяется просто сказать посекундно, но все же. Тенденциями размножения сетевого человека может быть компьютер, если его у него нет, а также знакомые, которые рассказывают человеку о том или ином интересном факте, найденном в Интернете. Также если к примеру человек мало сидит в сети, то даже за это время он может найти там себе собеседника из-за которого он станет бывать в сети чаще в несколько раз, таким образом и втягивается во всемирную паутину по уши. Сетивизм безусловно меняет жизнь человека, он может перевернуть всю жизнь буквально с ног на голову, порой и в лучшую сторону, и в худшую. Можно сказать что сетивизм - это перенос реальной жизни в виртуальную, что не есть хорошо. Не нужно доходить до крайности.
    Козлова Алина СФ РГГУ 4 К ОБЩ.СОЦ.

    ОтветитьУдалить
  51. XXI век характеризуется бурным ростом пользователей интернет. Если на начало века интернет был малоизвестен российской аудитории и был доступен жителям главных мегаполисов страны, то на сегодняшний день данным ресурсом располагают и жители малых образований (мелких городов, посёлков городского типа и тд.). Если раньше пользователями сети являлись в основном представители молодого поколения, то сейчас можно заметить тенденцию к освоению новых технологий и у людей старшего возраста (открытие кружков по обучению пенсионеров пользоваться интернетом). С чем это связано?
    Сетевой человек-это индивид, имеющий доступ к сети интернет, пользующийся его ресурсами и который имеет возможность создавать новые ресурсы в данном информационном поле. (создавать сайты и тд.)
    Под ресурсами подразумеваются следующие компоненты:
    1) Информация
    2) Покупки
    3) Оплата услуг
    4) Работа
    5) Общение
    6) Игры
    7) Связь и тд.
    Как видно из приведенного выше списка, сетевой человек имеет возможность заменить обычные повседневные практики на их аналогию в интернете. Например, не идти после работы в магазин, а заказать еду по интернету или же вообще работать на дому. Таким образом, можно сделать вывод, что интернет помогает тратить меньше времени на разного рода занятия и позволяет успевать выполнять больше дел. Не зря существует высказывание «Лень-двигатель прогресс».
    Очень интересный аспект сеть интернет имеет с интимной сферой общения. Во-первых, как я уже говорила раньше, при данном способе тратится меньше усилий. Легче переписываться с 5-ю людьми в интернете одновременно, чем встречаться с ними в живую. Во-вторых, в интернете существует возможность представить себя так, как бы ты хотел себя видеть, а не так как смотрит на тебя близкое окружение. Данный способ легче и в психологическом плане, проще написать девушке в интернете, чем подойти и познакомиться с ней. В- третьих, интернет позволяет сохранять отношения с близкими и друзьями, которые находятся в других странах и городах.
    Я живу в г. Ступино Московской области и у нас, совершенно недавно, создали онлайн-запись на приём к работникам администрации, в том числе и к мэру города. Данный пример хорошо демонстрирует, как интернет плотно переплетается и частично заменяет наши повседневные практики!
    Так как я считаю, что сеть является частью повседневных практик. Я бы исследовала феномен сетевого человека через метод бюджета времени, с помощью которого постаралась бы выявить, чем и сколько занимается человек в пространстве интернет. Конечно, применила бы ещё метод опроса через интернет (узнала социальный состав пользователей) и метод интервью.
    Лытова Анна Юрьевна
    ФС « Общая социология» 1 группа, 4 курс

    ОтветитьУдалить
  52. Гульшат Кулумжановна, в первую очередь хочется отметить, что тема, которую вы затронули, невероятна актуальна. Прочитав ваше вступительное слово, я задумалась над тем, кто же такой сетевой человек в моем понимании и можно ли дать ему точное определение?
    Поразмыслив на эту тему, я пришла к выводу, что сетевой человек – это человек, активно пользующийся интернетом. Причем, что это может быть одна из трех основных категорий времяпровождения в Сети:
    1)Общение
    2)Развлечения
    3)Учеба/Работа
    Это заставило меня задуматься, осознаем ли мы до конца роль Интернета в нашей жизни? Как мне кажется – нет. Могла ли я, учившись в школе, представить, что я буду общаться с преподавателями в онлайне? Нет. Хотя сейчас без этого учеба в университете не представляется возможной. И, возможно, это только начало.
    Прочитав статью, которую вы рекомендовали, о том, что современные женщины предпочитают секс интернету, наткнулась на интересный факт, подтверждающий мою мысль о глобальной роли Интернета в нашей жизни:
    «Увлечение Интернетом довело до того, что люди стали писать посты, не приходя в сознание. Это, по словам медиков, подметивших феномен, новая форма лунатизма, порожденная техническим прогрессом».
    И также я наткнулась на высказывание Билла Гейтса, которое, как мне кажется, будет здесь уместным: «В будущем на рынке останется два вида компаний: те, кто в Интернете и те, кто вышел из бизнеса». Нельзя забывать об экономической роли Интернета: интернет-реклама, сетевой маркетинг и так далее. Наша экономика постепенно становится сетевой, как и общество в целом.
    Мы живём в эпоху сетевого человека, и все, в той или иной степени, являемся таковыми.

    Асеева Яна Олеговна
    4 курс, ФС маркетинг

    ОтветитьУдалить
  53. На мой взгляд, именно с сетевым человеком, т.е. кем он является и как его определять более менее из обсуждения выше уже стало немного яснее. Я считаю, что нельзя ограничивать это определение только принадлежностью к так называемым соц. сетям (facebook,vkontakte etc), но и человека который пользуется услугами интернета, работает через него и т.д. Ведь в последнем случае людей в сеть объединяет общее поле, среда, анонимные, латентные связи. Кроме того, интересно обратить внимание и на условия появления и существования сетевого человека. На мой взгляд, это именно постиндустриальное общество, высокоурбанизированное, информационное, глобализованное, с высокими темпами жизни, и постоянными деформациями, обмена информации, требующего быстрых реакций, постоянной адаптации. Такая среда рождает сетевизм, и способствует его распространению, не дает ему умереть, а превращает в одну из главнейших черт современности, вызывает привыкание. Не быть сетевым человеком сейчас значит не быть включенным в общество. Сейчас практически невозможно существовать без выхода в интернет, без общения через него, без поиска информации на его просторах. Несетевой человек- практически становится маргиналом, он теряет один из сильнейших каналов связи с обществом. Интересно заметить, что сейчас такое решение (уйти от сетевизма)людьми порой принимается сознательно исходя из строгих принципов. Надо сказать, что это во многом осложняет их жизнь, в тоже время, они тем самым избавляют себя от одно из главнейшего минуса сетевизма: зависимости от него.
    Назарова Ольга, ОС,4КУРС

    ОтветитьУдалить
  54. На мой взгляд, необходимо дать как можно более точное определение «сетевого человека». Определить его функции и механизмы взаимодействия с другими сетевыми людьми или обществом в целом, а также понять его цели и задачи, изучить мотивы поведения.
    Расставив некоторые границы в этой сфере и проведя некую интерпретацию (операционализацию) понятий, можно будет говорить о каких-либо сравнениях или динамике. В данный момент каждый понимает «сетевого человека» по-своему,и поэтому возникает множество проблем и вопросов.
    "Сетевой человек" - это новый термин, который достоин глубокого изучения, потому что, возможно, в будущем не зная и не понимая сущность именного этого человека, социолог не сможет объективно исследовать общество.
    ФС маркетинг. 4 курс. Мараниченко Настя

    ОтветитьУдалить
  55. Я уже наметила схему, двигаясь по которой можно дать первое (может быть кто -то уже встречал в литературе- и я не знаю автора?) определение СеЧел. Логика такова:определение как СеЧел возможно, если:
    1) Сеть- реальная или виртуальная становится ведущей или в подавляющей части включается в предметную деятельность человека.
    2) Сеть становится важной составляющей , или скорее доминирующей областью в общении человека. Занимает в коммуникациях ведущую позицию.Но не только как инструментальная составляющая, но влияющая на смыслопорождающие характеристики.
    3) Сеть конструирует или же деконструирует пространственно-временной континиуум человека
    4) Сеть встраивается в систему ценностных и смысловых структур человека
    И далее. Пока на этом этапе ограничусь.
    Пожалуйста, прочитайте мои комменты выше и ответьте на вопрос: надо ли пригласить на наши лекции по МПС специалиста по сетям, известного социолога? В октябре это возможно.Я уже получила ее предварительное согласие.
    Литературу по сетям я отправила на ваши эмейлы, читайте.

    ОтветитьУдалить
  56. Добрый день, Гульшат Кулумжановна!

    Хочется отметить восхищение Вами, за то,что затронули такую тему. Это бесспорно актуальная, и вместе с тем, безумно сложная в силу своей малой изученности тема.

    Прочитала комментарии и параллельно чтению накидала свои мысли на бумагу. попробую в кратце изложить.

    Я бы ещё раз подумала о выборе самого термина, т.к. уже в самом начале возникает возможность его разночтения.
    Т.к. данная тема мало изучена, считаю одним из очень подходящих методов, для ответа на заданные Вами вопросы - интервью.
    Актуальности данной теме придают, я считаю, те последствия, которые мы имеем на выходе от пользования интернетом. В первую очередь - физическое здоровье сеЧела меня волнует.
    У меня также появилась мысль о возможном изучении реакции на отсутствие интернета, что очень красочно уже выделили несколько комментирующих. Эдакая "зависимость", как правильно выразилась Янцева Виктория.
    Согласна с Денисом по поводу усовершенствования социологических методик для изучения СеЧела. Также правильно выделяет Некипелова Ирина важность мониторинга в исследованиях.

    А вообще, много здесь комментариев по поводу критериев выделения СеЧела. А я вот считаю, что они имеют право быть разными у разных соцологов. Важнее другое - чтобы каждый в нашем социологическом сообществе чётко уяснял и доносил до окружающих свои критерии в своих исследованиях. Это поможет избежать жуткой путаницы и разночтений.

    Градосельскую Г.В. конечно стоит приглашать! Уверена, встреча с ней для многих из нас будет очень продуктивной.

    С уважением,
    Коровинская Ирина, 4 курс, СФ, PR

    ОтветитьУдалить
  57. Ирина, молодец, что прочитала все комментарии и сделала свой обзор разных позиций. Главное, ты заметила мое предложение про приглашение Галины Витальевны Градосельской. Она в октябре месяце придет к нам с темой- Методология сетевого анализа.Согласна с тобой, что каждый имеет право на свою трактовку СеЧел, но должен стремиться к общему смысловому полю, понятному и приемлемому для всех.
    Господа студенты! Жду ваших дальнейших комментариев до середины октября, затем дискуссия будет объявлена закрытой.

    ОтветитьУдалить
  58. Здравствуйте, уважаемая Гульшат Кулумжановна!

    Перейду сразу к теме дискуссии. Я ознакомился со всеми предыдущими высказываниями и хочу сказать, что полность согласен с ними, тему обсуждения действительно неплохо раскрыта. Чтобы принципиально не повторяться с вышесказаным постараюсь сказать кое-что новое...

    Во-первых, в дискуссии поднимался вопрос о самом термине. Хотелось бы затронуть формальную сторону вопросов терминологии. Мы говорим о "Сетевом Человеке" как о новом подвиде Homo Sapiens. Исходя из этого можно вводить новый термин Homo Retis (Человек Сетевой). (как и принято на латыни)

    Во-вторых хочется отметить профессиональные организации, которые уже именуют себя "Сетевыми людьми". Например, североамериканская организация "Network People". Их тоже смело можно назвать сетевыми людьми, но плюс ко всему это входит в их профессиональную ориентацию. Они занимаются тем, что помогают организациям по всей Северной Америке управлять и защищать важную бизнес информацию в электронном виде, а так же занимаются веб-разработками.

    С уважением: Кононов Святослав Тадэушевич, студент 4-го курса СФ факультета, группа PR.

    ОтветитьУдалить
  59. Тема действительно интересная, невольно начинаешь пытаться в этом всем разобраться, так как очень всем тут собравшимся близка.
    Сейчас, кажется и не осталось НЕ "Сетевого человека", если говорить о нем как о виртуальном пользователе, а не реальном. Интернет с легкостью пристрастил нас к себе, мы настолько поглощены им, что теряем меру времени, но человек сейчас живет такой жизнью, где не возможно не контактировать с ним, к счастью это или к сожалению. Но все же я больше склонна воспринимать «СеЧела», не как человека пользующего интернетом вообще( что бы узнать погоду, или скачать книгу и т.д), а как человека, который поддерживает виртуальную связь с другими пользователями, как тут уже говорили: « все начинается с создания почты». Реальный мир сейчас так спешит, ограничивая нас во времени, поэтому нам необходим интернет, в какой-то степени нас к нему «привязывают», так как, например расписание, задания на дом все здесь и контакт с виртуальным миром не избежать, хотим мы этого или нет.
    В пример хотелось бы привести мою мать, которая открыла для себя социальную сеть, да и вообще интернет не так уж и давно, но всецело им поглощена, проводя множество времени за моим аккаутом, но общения ни с кем не производит, а банально просматривает видео и фотографии, читает статусы и т.п. , но я не считаю, что от этого она становится сетевым человеком, хоть опять же повторюсь, она ОЧЕНЬ много времени проводит за интернетом.
    Если честно, лично по себе я заметила, что интернет начинает надоедать, порой не бывает никакого желания находиться в виртуальном мире или заходить на почту, но опять же приходится. Может это период такой начальный ( который длится пару лет)? Или же это только у меня так…) Я все же думаю, что кто то, у кого бывало, что интернета не было, как минимум 2 недели меня поймут. . ) Тогда становится не понятно, почему кому то он приедается, а другим нет? От чего это зависит?
    C ув. Халидова Айшат. 4 курс. ФСоц маркетинг.

    ОтветитьУдалить
  60. Святослав, спасибо за термин-Homo Retis (Человек Сетевой). А вот сетевые люди, которые по профессии поддерживают инет-сети и их безопасность, еще одно подтверждение сетевизации глобального мира.

    Айшат, верно поставила вопрос о границах зависимости и надоедливости интернет-коммуникации. Почему у кого-то это возникает, а других нет? Встают многие психологические проблемы и социальные вслед за ними. Значит в осмыслении СеЧел возникает еще одна грань- Сетевой субъект. Здесь больше возможности для операционализации понятия СеЧел. Осталось всего 6 дней до закрытии дискуссии. Спешите, кто еще не принял участие, но хотел бы зафиксировать свое мнение!

    ОтветитьУдалить
  61. Добрый вечер, Гульшат Кулумжановна!
    Я, к сожалению, не очень поняла Ваш комментарий к моему комментарию.
    Дело в том, что я ни в коем разе не намекала на то, что интернет может как-то повлиять на личность интроверта или экстраверта. Я пыталась предположить, что Интернет, как любая зависимость, склонен привязывать личность к себе. Сейчас уже нередко можно встретить человека, уткнувшегося в какой-либо дивайс (сейчас это же не только компьютер: телефон, планшетники и т.д.). В таких ситуация, человек зачастую абстрагируется от реального окружения. Именно в этом я увидела минус.

    Насчет подставных личностей - факт. К счастью, большинство пользователей стали гораздо менее доверчивыми, что в разы уменьшает поле для виртуальных издевательств.

    С уважением,
    Шраер Полина, 4 курс, ФС, PR

    ОтветитьУдалить
  62. Интернет и его ресурсы уже давно стали для нас обыденностью, своего рода привычкой, которая порой "перетекает" в раздел "вредных".

    Сейчас каждый современный человек, независимо от его возраста, имеет аккаунт в какой-либо социальной сети. Интернет предоставляет нам широкий спектр возможностей: в интернете мы можем смотреть фильмы/сериалы, слушать и скачивать музыку, заказывать еду/одежду, читать книги, обмениваться мнениями, хранить свои фотографии и мысли, выполнять какую-либо работу.

    Иногда интернет становится вредной привычкой- человек чувствует необходимость постоянно проверять или обновлять свои соц сети/сайты, это может очень мешать продуктивной работе или обучению, например.

    Как писали выше, каждый из нас-сетевой человек, хотя бы уже потому что мы ведем данную дискуссию в интернете, в блоге, что также является социальной сетью,и это является частью нашего домашнего задания, что очень интересно.

    Каткова Екатерина, ФС, ПолитPR-1, 4 курс.

    ОтветитьУдалить
  63. Добрый вечер, хочу присоединиться к дискуссии.

    Я считаю, что мы все являемся сетевыми людьми. И это понятие выходит за рамки виртуального пространства: мы работаем в сетевых компаниях, покупаем продукты и одежду в сетевых магазинах, обедаем в сетевых ресторанах, пользуемся услугами организаций - все это проходит в рамках глобализации.

    Что касается Интернета - он вошел в нашу жизнь не так давно, но плотно. Прежде всего потому что это удобно. Мы все являемся сетевыми людьми, потому что мы выполняем через сеть различные операции, которые значительно упрощают нашу жизнь. Мы бронируем билеты в кино и номера в гостиницах через сеть, оплачиваем покупки виртуальными деньгами, читаем новости, пишем деловые письма и общаемся с друзьями, живущими далеко. Ну или просто болтаем в социальных сетях. В интернете содержится большое количество контента: книг, музыки, фильмов и просто полезной информации, за которой раньше нужно было ехать в библиотеки, магазины. И никто от такого удобства отказываться не будет.
    Интернет дает новые возможности коммуникации. Такие как вебинары и дискуссии в блогах, что дает возможность общения на профессиональные темы не только в рабочее время, но и практически круглосуточно.

    Однако, конечно, есть свои недостатки. Иногда мы становимся слишком сетевыми. Не пойду гулять, скачаю фильм, не встречусь с друзьями, а поболтаю в Skype, не буду читать книгу, а посижу в социальных сетях. Такого не надо допускать.

    Царина Анна, ФС, маркетинг, 4 курс.

    ОтветитьУдалить
  64. 1)Полина, если я не тот аспект прокоментировала и тебе показалось, что я не совсем точна, то сорри. Принимается уточнение.
    2)Катя считает, что сетевизация коммуникации между студентом и преподавателем и обсуждение домашнего задания в блоге- это плюс. Я с ней солидарна. По крайней мере пока это не стало массовым явлением, и не вылезли свои минусы.
    3)Анна, твою позицию можно процитировать следующей фразой "Круто ты попал на ..Соцсети (вместо ТВ)"! Да, это еще тот пожиратель временного ресурса, скорее даже-качественной реальной жизни. Скоро,я прогнозирую,будут психологи не единичными случаями заниматься,а появится потребность в массовой специализация среди профессионалов,чтобы работать с гармонизацией потребности в интернет-коммуникациях. Уже анекдотов на тему много.
    "В кадровом агентстве на собеседовании задают вопрос новичкам:
    _ Вам знакомы соцсети- Одноклассники, Вконтакте?
    -Да, конечно!
    -До свидания, не подходите"

    В итоге. Тема интересная. Предлагаю желающим выбрать ее как курсовой, а на следующий год продолжить как дипломный проект. Эмпирическая база в виде ваших текстов уже есть.Осталось приложить руки и голову!

    ОтветитьУдалить
  65. Здравствуйте!
    Тему считаю не просто интересной, а глобальной и насущной. В нашей сегодняшней действительности огромный пласт занимают сети, интеграции и коммуникации в них. И, разумеется, такой науке, как социология, необходимо изучать это поле. Для этого необходим инструментарий, методология, нужно проделать огромную работу, чтобы структурировать изучение в этом отдельном мире, в котором каждый из нас живет, взаимодействует, что является частью его образа жизни.
    Всеобщий переход основных видов коммуникации отмечается учеными как неблагоприятный с т.з. межличностного общения, многие предпочитают замкнуться в виртуальном мире, потому что там, как кажется, комфортнее и все под рукой. Страдают коммуникативные навыки непосредственного межличностного общения, отношение к жизни, вообще видение мира в целом. Растет новое поколение сетевых людей, которому немыслимо жить и учиться без Интернета, крайность всегда плоха.
    Исследования в данной области будут иметь огромное прикладное и практическое значение.
    Алимуллаева Алина, ФСоц маркетинг, 4 курс.

    ОтветитьУдалить
  66. Алина, конечно, интересна заявка на наличие "поколения сетевых людей". Осталось теоретико-методолический арсенал приложить к описанию этого поколения. Приступаем?

    ОтветитьУдалить