В поисках сетевого человека
На
научной конференции СФ РГГУ в 2009 году, затем в НИУ ВШЭ в 2011 году я делала доклад на тему о
сетевизме и сетевых сообществах, сетевом человеке. Тема эта продолжает меня волновать. И попробуем вместе ответить на вопрос :можно ли говорить о качественно другом сетевом человеке и
его принципиальных отличиях от несетевого человека? Я думаю, что да,
надо продолжать осмысливать новые сетевые явления в жизни современного человека.
Главным,
мне думается, выстроить методологию и стратегию поиска сущностных
характеристик сетевого человека и его сетевых сообществ, которые и ранее
реально присутствовали в ткани общественной жизни. Сегодня надо
обосновать теоретически данный концепт, показать его оригинальность и
привести систему доказательств, что современная социальная наука может
теоретически описать и эмпирически "поймать" его, благодаря своим
методологиям и методическим приемам. Затем важно поставить вопросы и и
получить ответы на следующее: "Кто есть сетевой человек?", "Где и чем
живет?", "Каковы тенденции его "размножения"? и "Как сетевизм в его
жизни принципиально ее меняет?"
Прошу Вас, студенты 4 курса СФ РГГУ, читатели блога, откликнуться и предложить свои вопросы и размышления в комментариях.
А так же не забыть принять участие опросе:"Вы сетевой человек?", размещенном здесь же на блоге.
В прошлом учебном году студенты 4 курса СФ РГГУ уже отвечали на этот вопрос в рамках курса: "Методика преподавания социологии". Продолжаем эту традицию. Кто же будет первым?
ОтветитьУдалитьОчень интересная тема! Ведь в действительности человек общества обыденного и человек общества сетевого - две большие разницы, как говорится :) Включая компьютер, открывая страницу соц.сети или тематического форума, любой по сути одевает маску. Которая дает ему безграничные возможности: говорить, что хочешь, вести дискуссию на любую тему с любым собеседником, хотя, окажись этот человек в обществе обыденном - он никогда бы этих слов не проронил бы. Изучая данную проблематику, нужно сконструировать совершенно новый, абсолютно независимый методический и методологический подход. Позволяющий с объективной точки зрения изучить эту маску, и что за ней прячется. Позволяющий рассмотреть новый вид общества - общества сетевого. Позволяющий анализировать новые практики, новые уровни бытования социо-культурных практик.
ОтветитьУдалитьСетевое общество действительно играет важнейшую роль в жизни общества в целом в наши дни. По крайней мере, большинство из нас состоит в социальных сетях и использует Интернет по крайней мере в бытовых целях. Кто-то же создает тематические блоги, активно участвует в жизни профессиональных сообществ. Интернет не просто расширяет наш кругозор, он является неким небольшим миром.
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что сетевой человек- понятие весьма растяжимое.Для кого-то Сеть- лишь возможность поддерживать контакт со знакомыми на расстоянии, для кого-то - потребность в самореализации и влиянии, кто-то же совершенно "забывается" в реальности и начинает существовать в Интернете. Увы, зачастую о Личности нельзя судить по общению в Сети, ведь на словах всегда легче быть остроумным и смелым. Особый феномен- анонимы. Люди, способные самоутвердиться только находясь "в маске". "Кто же такие анонимы?"- вопрос поистине актуальный.
Так, я считаю, что человек сетевой может жить жизнью как абсолютно реальной, так и виртуальный. Но, к слову, эти грани постепенно размываются.
Не думаю, что сетевизм отрицательно влияет на жизнь человека, ведь он дает безграничный простор для саморазвития. Однако надо помнить, что необходимость жить в реальности с появлением сетей никуда не исчезла, и очень важно сохранять свою идентичность.
Мне кажется, что не стоит ограничиваться только Интернет-сообществами. Наш социум, я считаю, существует за счет собственно сетевых сообществ, которые в XXI веке начинают воссоздаваться в виртуальном пространстве. По факту, всевозможные "ВКонтакте", Facebook и прочие социальные сети - ни что иное, как наши с вами ежедневные социальные взаимодействия (поздороваться - написать сообщение, поинтересоваться здоровьем матушки - посетить ее профиль, отметить свежий внешний вид коллеги - оставить лайк под фотографией и т.д.).
ОтветитьУдалитьИнтернет вошел в нашу жизнь не так давно, но достаточно плотно. Можем ли мы назвать сетевым человеком того, кто просто читает новости или ищет какую-то информацию? Я думаю, что нет, потому что именно сетевой человек должен иметь такой критерий как коммуникация с обществом посредством общения в соц.сетях или оставления комментарий в блогах. Но можем ли мы считать сетевым человеком бабушку, которая зарегистрировалась в skype, чтобы пообщаться с внучкой? Быть сетевым человеком значительно упрощает нашу жизнь: мы обмениваемся информацией, оплачиваем билеты, покупки, читаем новости, книги, работаем, смотрим фильмы и многое другое. Сеть становится важной составляющей, наверно, можно даже сказать, что она занимает доминирующее положение, особенно в общении человека. Я не считаю интернет - общение уходом от реальности, это только средство коммуникации, позволяющее быть в курсе всех событий твоих знакомых, быть в режиме он-лайн. В интернет пространстве каждый исполняет свою роль, выставляет себя таким каким он себя видит. Это может быть за счет статусов, размещения картинок, комментариев, и эта роль она может значительно отличаться от той, что в жизни. Сетевизм как мода, как ритм жизни, неотъемлемая часть для того, чтобы всегда быть в курсе.
ОтветитьУдалитьТема "сетевые сообщества" актуальна для нашего времени и на мой взгляд, будет актуальна и через 10 лет. Возникающие массовые общности в Сети, которые сначала были продолжением традиционных социальных сообществ (пользователи информационно-аналитических, финансовых, коммерческих, научных структур), затем стали возникать нетрадиционные сообщества, которые стали именоваться «киберсоциумами», «виртуальными», или «онлайн-сообществами», применяется также понятие «киберобщина». В российском обществе каждый второй, а среди молодёжи и вовсе каждый, включён в сетевые сообщества. Среди молодёжи главным участием в сетевых сообществах, является пользование социальными сетями (ВК, Facebook и т.д.). Интернет и сетевые сообщества стали частьюнашей жизни, которая представляет интерес для многих исследователей, в том числе и социологов.
ОтветитьУдалитьДумаю, что проблема сетевых обществ и сетевого человека, действительно, очень актуальна в нашем глобальном обществе. Каждый из нас проводит уже значительную часть своей жизни в интернете, имеет аккаунты в различных соц. сетях. Сетевые сообщества помогают нам реализовать себя, зарабатывать деньги, проводить досуг, общаться, находить единомышленников, поддерживать связь с людьми со всего мира. Каждая из этих повседневных практик может быть интересна для социолога. Интересно, как человек идентифицирует себя в сети, как происходит общение в сети, сколько времени людят тратят в сетевых сообществах, как это влияет на их жизнь. в общем, большой простор для социологических исследований.
ОтветитьУдалитьМария Пономарева, общая социология, 4 курс.
В комментариях студентов было много сказано об актуальности данной на обсуждение темы, поэтому не хочу писать тоже самое только другими словами.
ОтветитьУдалитьДля меня столь же актуальна под тема-зависимость от сетевых сообществ.Хорошо это или плохо?
Каждый из нас посещает соц.сети с какой-то определенной целью (пообщаться, узнать необходимую информацию,поработать,здесь я имею ввиду торговлю в соц.сетях и так далее). Я и сама часто занимаюсь проверкой жизни внутри группы заведения, в котором работаю. Но за в последнее время стала замечать за собой странную вещь- захожу в соц.сеть машинально, без какой-либо нужды. Мною были сделаны определенные выводы и сразу вспомнился пятикурсник, который яро рассказывал нам, как же правильно планировать свое время.Для меня сетевой человек-это не персона,которая зависит от интернета, а та, что активно участвует в жизни большого виртуального мира.
Темя сетевизма актуальна и будет актуальной,пока существует интернет пространство, бурно развивающееся со скоростью света.
Таранова Анна,ФС,Полит.PR
Интересные мысли,уважаемые 4-курсники! Пожалуйста,продолжайте комментировать, обогащаться мыслями и зарабатывать баллы. Спасибо всем,кто уже высказался и жду остальных.Время торопит. Этот мой блог часть виртуальной лаборатории по проблемам сетевых сообществ. Он интересен тем, что здесь можно высказаться и услышать новые идеи и позиции.
ОтветитьУдалитьЯ думаю, что о сетевом человеке следует рассуждать в контексте его сознания, так как именно в нем скрыты признаки этого сетевого человека и различия от человека обычного. В связи с этим, думаю, что имеет смысл рассматривать сетевого человека не как деятельность человека в рамках социальных сетей, а как целостного человека, имеющего доступ и участвующего в различных сетевых сообществах. Соответственно, обычный человек - человек не имеющий доступ или сознательно не участвующий ни в каких сетевых сообществах. Такой подход позволяет рассматривать сетевого человека и его проявления в повседневной жизни, влияние сетевых сообществ через своих представителей на общество. Обусловлен такой взгляд на сетевого человека тем, что вступая в сетевое сообщество сознание человека претерпевает некоторые изменения, усваивает новые схемы поведения, новую информацию, можно сказать проходит некоторую сетевую мини-социализацию, результаты которой, безусловно, будут отражаться и на деятельности человека вне сети. Таким образом актуально изучать воздействие сетевых обществ на сознание человека и воздействие (или роль) сетевого человека в обществе, отличие сетевого человека от не сетевого.
ОтветитьУдалитьЛапыгин Владимир, общая соц., 4 курс
Тема сетевого человека будет актуальна, пока существует интернет, а с его развитием тема будет становиться все шире.
ОтветитьУдалитьВ новостном выпуске программы "Мир" от 7 декабря нынешнего года говорили о компании ВЦИОМ и брали интервью у её сотрудников, из их слов следует, что сейчас для эмпирической социологии наиболее приоритетным направлением является освоение интернет пространства, как поля для исследований. Но было бы неправильно осваивать интернет пространство для соц.опросов не имея теоретического базиса, который, на мой взгляд, в нашей стране пока не отвечает критериям стройной социологической теории. Вероятнее всего в ближайшие годы новый подход будет разработан (или позаимствован у заокеанских коллег с последующей адаптацией к российской общественности).
Ну и самое, пожалуй, важное, это факт того, что социология сетевых обществ и исследования в рамках социальных сетей будет локальной и очень узконаправленной, пока многие демографические группы не имеют доступа к сети и судя по всему пока не имеют особого желания получить и освоить этот доступ.
Безусловно, тема сетевого человека и сетевых сообществ крайне актуальна на сегодняшний день, и хотя детальное изучение данного феномена еще не очень популярно, но это лишь дело времени. По моему мнению, было бы интересно определить некие принципы конструирования сетевого сообщества. К примеру, границы группы четко определены, члены группы имеют возможность встречаться, узнавать друг друга, имеют информацию об общей истории...так же существует система наблюдения за поведением членов сообщества, которое производится самими членами сообщества, с использованием устоявшейся системы санкций... И конечно же, самое главное, что члены сообщества имеют возможность реализовать свои личные и общие цели в процессе коммуникации. Так же, что бы сетевое сообщество имело успех, на мой взгляд, необходимо значительное вложение времени и сил; так же не будет эффективно, если в группе будет слишком большой "контроль" - это просто может вызвать снижение колличества членов группы. И очень важно, что бы сообщества были сфокусированы на нуждах,интересах,потребностях своих членов. В целом, могу с уверенностью сказать, что есть на мой взгляд еще множество аспектов, которые можно изучать, и данная тема всегда будет актуальна!
ОтветитьУдалитьФаянс Мария. Полит.PR.
Действительно для начала хотелось бы разобраться с самим понятием "сетевой человек" и кто отождествляет себя с ним. Как было правильно ранее упомянуто, врятли мы можем считать сетевым человеком того, кто иногда заходит в интернет, проверяя свои аккаунты на почте или же в скайпе. В наше время значимость (социальных сетей и всевозможных сетевых контентов) и изменение роли в информационном обществе растёт с каждым днём, что, в любом случае отражается на психике человека. Я считаю, что для нас, в первую очередь как для социологов, большой интерес представляют новые социальные сети, причины их формирования, развития, а также то, как они могут повлиять на бытие человека. Социальная сеть как некая совокупность людей и отношений между ними, правил поведения и законов функционирования будет предоставлять нам свои услуги, и помогать выжить в информационном мире. Раскручивание новых сетей отразится на бизнесе, который будет приравниваться к сети. Даже сейчас, многие фирмы, университеты и другие организации не обходятся без использования сети, а многим даже это идёт не только на пользу и облегчение каких-то задач, но и на карьерный (денежный) рост. Помимо вышесказанного, изучение социологии сетевых обществ будет действительно узконаправленной, как сказал Стас, что лично для меня не просто привлекательно, но и правильно. Ведь изучать исключительно тему, которая интересует тебя самого, а не заниматься получением обширного знания "обо всём" намного приятнее. Безусловно, изучение индивида в сети и вне её, также должно изучаться в контексте данной темы.
ОтветитьУдалитьСтаржинская Анастасия. Полит PR, 4 курс
Интернет настолько влился в нашу жизнь, что, на мой взгляд, уже сложно сказать, где начинается и где заканчивается этот "другой мир". С одной стороны, в сетевых сообщества человек может быть кем угодно, с другой, в социальных сетях слишком много знакомых людей, с которыми ты контактируешь изо дня в день, что преобразиться до неузнаваемости не представляется возможным. То есть, вступая в жизнь сетевых сообществ человек может выбирать сразу из двух моделей поведения, если смотреть совсем буквально. Но я давно определила для себя один очень важный феномен социальных сетей: даже с близкими людьми общение в интернете становится другим, за буквами и смайликами можно скрыть те эмоции, которые в реальной жизни, в разговоре с глазу на глаз скрыть не удастся. И иногда это только препятствует хорошей коммуникации, ведь в реальной жизни человек не может развернуться и уйти, когда ты с ним говоришь, а в интернет-пространстве всегда остаётся "оффлайн".
ОтветитьУдалитьТема сетевых сообществ довольно глубока и многогранна. Мне было бы очень интересно проследить, как и почему социальные сети меняют людей и меняют ли вообще.
Филитова Анна, 4 курс, ОС
Здравствуйте, занимаюсь проблематикой идентичностей и коллективного действия в сети, для меня сейчас главный вопрос и проблема - это есть или нет разрыв между онлайном и офлайном, меняется ли поведение и идентификация человека в Сети и вне нее. Сомневаюсь, что есть такое явление, как "сетевой человек", просто это одна из форм идентификации индивида
ОтветитьУдалитьДа, друзья, это важный вопрос о термине,его содержании и правомочности. Есть ли сетевой человек как подвид, или же это лишь грань современного человека?
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьБезусловно, сетевой человек принципиально отличается от несетевого, причем очень по многим аспектам. Нам привычнее говорить о сетевом человеке как о человеке, являющемся, скажем, элементом именно виртуального сетевого сообщества, а именно эта тема в современном мире становится все более и более актуальной. Со всех сторон доносятся возгласы на тему того, что современные средства коммуникации - в частности, интернет - отупляют, лишают людей Настоящего, Реального общения. На мой взгляд, это не совсем так. Или даже, совсем не так! Недавно имела счастье ознакомиться с трудом Маршала Маклюэна "Понимание Масс Медиа", он наиболее справделиво определил само понятие средств коммуникации. Они есть расширение человека вовне, то есть не что-то чуждое, а нормальное, вполне естественное "продолжение" человека. Как колесо он, к примеру, называет продолжением ног человека, так и интернет можно считать расширением человека! Мы же сами всё это изобрели. А сейчас почему-то начинаем пугаться. Наоборот, надо к этому привыкать, изучать, и в первую очередь, как Вы уже справедливо заметили, в теоретических аспектах. Люди всегда боятся неизученного.
ОтветитьУдалитьШкилёва Мария, СФ 4 курс (социология маркетинга)
Предыдущие участники много говорили о виртуальных сетевых сообществах. В таком случае, почему "сети" стали отождествляться с виртуальной реальностью? Все потому что природа виртуальной реальности обладает большим потенциалом, более того, реальные социальные власти (политические, символические и культурные)могут пролонгировать свои позиции исключительно в том случае,если подтвердят это присутствие в сетях. Значит, природа сетей, путь даже виртуальных, объективна, в ней имеют отражение аспекты реальности (в них всегда есть заинтересованность в различного рода сферах социальной реальности). Кстати, группы индивидов, получающих в рассылке новости и различную информацию, не могут быть причислены к виртуальным сообществам, именно по критерию наличия хотя бы минимальной интерактивности, потому что люди не могут коммуницировать и вести дискуссии друг с другом.Хотя мне кажется, что говорить о сетевом человеке в Интернет - пространстве все- таки стоит с точки зрения конструирования идентичностей в этом пространстве.
ОтветитьУдалитьБолотбек кызы Гульзада, СФ 4 курс
Смирнова Дарья, СФ Политический PR
ОтветитьУдалитьМногие ошибочно идентифицируют понятия сетевое сообщество и Интернет-сообщество. В то время как первое понятие намного шире и появилось задолго до появления Интернета. Просто сейчас Интернет является каналом, значительно упрощающим взаимодействие групп людей, имеющих общие интересы, и открывающим большие возможности для реализации своих целей. Именно потому, что Интернет-пространство стало сейчас площадкой для создания и функционирования различных сетевых сообществ, мы и идентифицируем эти понятия, о которых я упомянула выше. Пространство Интернета позволяет его пользователям (совершенно разных возрастных категорий) реализовывать себя в любой сфере: начиная от социальных сетей до профессиональных и бизнес-сообществ. На мой взгляд, у сетевого человека наиболее развиты некоторые качества и навыки, которые развились в результате появления такого обширного информационного пространства. Такой человек усваивает особые нормы коммуникации, принятые внутри сетевого сообщества. Он выстраивает свою модель поведения, которая может быть совершенно неприемлема вне данного сообщества.
Кутузова Маргарита, СФ-4, PR-1.
ОтветитьУдалитьЯ убеждена, что "сетевой человек" лишь одна из возможных характеристик личности. Нововведением 21 века стало рассмотрение понятия "сетевой человек в Интернете".
Очевидно, что выявлять причины "ухода в сеть" в наше время, когда у каждого в руках современный гаджет и безлимитный доступ, уже не актуально. Для большинства пользователей социальные сети - лучший способ для общения с друзьями и коллегами, обмена информацией, просмотра фото и видео контента.
По-моему, важно уловить связь между on-line и off-line поведением: какие слова используются в реальной жизни, а какие неуместны в сети? Смайлик в интернете имеет отношение к настроению пользователи, либо представляет собой щаблон для ответа? Для меня, как для социолога, важна трансформация ценностей, стереотипов, установок при переходе в виртуальное пространство.
Я с уверенностью могу себя назвать сетевым человеком. Ежедневно я пользуюсь интернетом и проверяю обновления в соц. сетях, поэтому не могу представить свои будни без погружения в кибер-пространство. Интернет, будучи мощнейшим информационным ресурсом, значительно упрощает нашу жизнь, позволяя нам получать необходимую информацию, не выходя из дома.
ОтветитьУдалитьЧто касается социальных сетей, то здесь перед человеком открывается огромное множество возможностей для саморазвития. Я согласна со Смирновой Дашей, что сетевые сообщества - это площадка для самореализации человека, которая предоставляет больше шансов быть услышанным тому, кто сталкивается с подобными препятствиями в реальности.
Таким образом, сетевые сообщества - неотъемлемая часть жизни каждого из нас.
Скворцова Анна ФС Маркетинг 4 курс
Интернет представляет собой практически безграничное пространство, в котором собрано все, что может интересовать современного человека. Интернет позволяет нам быть в курсе всех событий, поддерживать связь с друзьями и близкими, пополнять свои знания, совершать покупки, зарабатывать…возможности Интернета безграничны! Сетевым человеком,по моему мнению, можно назвать только того, кто не просто ищет информацию или просматривает новости, а того, кто активно тем или иным образом коммуницирует с обществом, неважно, общение ли это в соцсетях, видимое только участникам переписки или ведение собственного блога либо его комментирование, доступное множеству интернет-пользователей; активно участвует в жизни виртуального пространства. Сеть дает каждому из нас огромные возможности для саморазвития и самореализации, но ни в коем случае не стоит злоупотреблять виртуальностью, не стоит забывать о реальной жизни! Какую бы огромную роль не сыграл Интернет в жизни человека, реальность нужно предпочесть виртуальности. Иначе это может привести к печальным последствиям. Сетевой человек ни в коем случае не должен быть в зависимости от Интернета и существовать в реальном пространстве!
ОтветитьУдалитьИлларионова Анна Общая социология 4 курс
Читая комментарии, оставленные здесь, первое, что бросается в глаза, это то, что многие, как правильно заметила Смирнова Даша, "ошибочно идентифицируют понятия сетевое сообщество и Интернет-сообщество". Ведь изначально вопрос стоит о "сетевом человеке", под которым понимается индивид, который включен в определенную социальную сеть, и совершенно необязательно это будет Интернет-сообщество.
ОтветитьУдалитьНо, учитывая то, что мы живем в век высоких информационных технологий, и в нашу жизнь уже прочно вошла глобальная компьютерная сеть, которая связывает пользователей всевозможных компьютерных сетей, - рассмотрение такого феномена как "сетевой человек" довольно-таки удобно осуществлять в Интернет пространстве.
На мой взгляд, "сетевой человек" - это одна из граней современного человека, который при входе в Интернет пространство посредством различных социальных сетей, может проявлять себя и выстраивать свою модель поведения, отлично от своего поведения в повседневной жизни, придерживаясь норм и правил, характерных для данного сообщества.
В таком случае встает вопрос, меняет ли человек свою стратегию поведения в Интернет пространстве и, если да, то что же движет человеком при выборе другой стратегии, и почему он не может реализовать ее в реальной жизни?
Как мне кажется, этот вопрос тоже должен найти свое отражение в такой обширной и пока еще мало изученной теме, как "Сетевой человек".
Разгонова Мария, ФС-4, PR.
Кто есть сетевой человек? Это человек, вовлеченный в интернет среду, как в паутину, из который уже не выбираются. Следовательно, основной характеристикой сетевого человека является постоянность. Степень участия, а именно, пассивность или активность пользователя выполняют второстепенную роль, которая вытекает из положительных, либо отрицательных черт Интернет-ресурсов. Отвечая на вопрос «почему интернет пользователями не перестают быть?», можно привести следующие доводы. Во-первых, современная ситуация в мире складывается таким образом, что интернет как часть нашей повседневной культуры выполняет свою особую роль в процессе глобализации. Во-вторых, как только человек становится пользователем интернета, он открывает для себя множество преимуществ: доступность, своевременность, обилие информации, которая в 21 веке представляет наибольшую ценность. Кроме того информация выступает в роли «наркотика», а поиск эквивалентного варианта интернету требует значительных временных, денежных и др. затрат. В-третьих, современная социальная среда вынуждает человека на «интернет участие» для возможности сотрудничества или конкурентной борьбы.
ОтветитьУдалитьГде и чем живет сетевой человек? В мире большей свободы и доступа к необходимым ресурсам, в мире, в котором на себя можно примерять любую социальную роль. В тоже время схожесть этого мира и мира общего для всех в том, что так же есть и свои нормы, и законы, свои санкции.
Тенденции развития сулят естественный рост интернет-пользователей, коррелирующий с увеличением Интернет-ресурсов, с массовой включенностью людей в сеть в связи с основаниями существования сетевого человека, о которых говорилось ранее.
Подводя некоторые итоги, отметим необходимость участия социологии в данном вопросе, которая посредством своих методик сможет предоставить обширную базу для составления выводов и перспектив. По результатам моего рассуждение лишь можно сказать, что для активных пользователей происходят существенные изменения в мироощущении, сознании, манере поведения, стиле жизни, в то время как у людей, не столько подвергнутых влиянию интернета, жизнь не претерпевает серьезных перемен.
4 курс, СФ, Общ. Соц., Сарайкина А.
Для меня понятие "сетевой человек" в первую очередь ассоциируется с Интернет-сообществом, хотя, конечно же, Интернет - только одна из социальных сетей, в которую может входить человек. В наше время человек не просто привязан к компьютеру как к машине, средству для работы, он буквально интегрирован в глобальную компьютерную сеть, по сути дела став функцией этой сети. Если раньше человек был привязан к компьютеру только в свое рабочее время, то теперь он связан с сетью круглые сутки и работает с утра до ночи. Мы занимаемся поиском информации, выходит в Интернет, участвуем в процессе коммуникации с помощью Интернета.
ОтветитьУдалитьСетевой человек, который имеет доступ со своего домашнего компьютера в глобальную сеть, в том числе в сеть своего предприятия, полностью поглощается этой сетью. Сетевой человек приобретает новое качество – для него становится важнее поглощать информацию, чем реальные предметы. Он может ходить в стоптанных ботинках, в рваных джинсах, но быть при этом гениальным программистом или информационщиком-аналитиком.
В книге Жака Аттали «На пороге нового тысячелетия» (она написана в 1991 году) говорится о чудовищных вещах, которых реально на момент написания книги не было в жизни, но которые, действительно, вскоре начали реализовываться на практике. Кроме того, Аттали говорит об очень знаменательных вещах, непосредственно связанных с феноменом сетевого человекам, феноменом новой антропологии. Правда, в книге новый человек Аттали назван не сетевым, а «новым кочевником». Аттали говорит, что не только информация, не только деньги, но и люди будут постоянно и со страшной скоростью перемещаться в пространстве вокруг земного шара, наподобие духов. Это связано с развитием технологий, микропроцессоров, встраиваемых непосредственно в человека, возникновением информационных оазисов, где можно подпитаться энергией, получить необходимую информацию, обменяться сообщениями, переночевать и отправиться дальше, пребывая в состоянии постоянного кочевничества в поиске работы, денег, удовольствий и информации, которая станет высшей ценностью.
Сегодня возможности Интернета практически безграничны. Он помогает людям реализовываться в творческом и интеллектуальном плане, это средство для заработка денег, средство коммуникации. Интернет совершенно стирает физические и политические границы, мир приобретает новое качество.
4 курс, СФ, общая социология, Плотникова Светлана
На сегодняшний день трудно отрицать тот факт, что Интернет стал важной частью жизни каждого из нас. Интернет, как и любое явление в обществе, имеет свои положительные и отрицательные последствия. Поэтому принимать только одну из этих точек зрения бессмысленно.
ОтветитьУдалитьПо-моему мнению, всё зависит от выбора отдельного человека. От того, какое место для него занимает Интернет и для каких целей он его использует. Если мы будем подходить осознано к тому, как проводить своё свободное время, то Интернет-зависимость, о которой сейчас так много говорят, просто будет обходить нас стороной.
Главное – никакого фанатизма! Когда человек полностью доверяет своим истинным желаниям и потребностям, то на него не будет оказывать влияние глобальная информационная сеть. Он не полностью вовлечен в систему, может сохранить свободу и гармонию как в виртуальном, так и в реальном мире.
Шкилева Дарья, 4 курс, ФС, pr-1
С тех пор, как образовалось сетевое общество, человек столкнулся не только с его полезными функциями, но и с некоторыми трудностями. Люди, объединенные общими интересами и идеями, начали больше коммуницировать, образовывать сети, помогающие им общаться не только в реальной жизни. Однако, не стоит забывать о деструктивном факторе. Сколько негативно настроенных групп террористов, преступников осуществляли свои преступные планы через социальные сети, различные форумы,блоги? Насколько вооруженные силы способны это контролировать? Конечно, сетевые сообщества стали неотъемлемой частью нашей жизни, упрощают ее, но не стоит забывать о том, сколько крови было пролито из-за отсутствия контроля над многими ситуациями. Я считаю, что до тех пор пока в сетевых сообществах не будет строгой системы контроля, функционирование и дальнейшее их развитие будет заторможено.
ОтветитьУдалитьСвигузова Анна. ФС Маркетинг 4 курс
В наше время человек все сильнее начинает зависеть от интернета. Сегодня через глобальную сеть возможно сделать практически все:заказать еду, купить одежду, общаться с друзьями, прочитать книгу и статьи, смотреть фильмы, продвигать свой бизнес и т. п.
ОтветитьУдалитьС одной стороны, это очень удобно для тех, у кого маленький ребенок или,у кого нет возможности самостоятельно выходить из дома и ходить за покупками; а с другой стороны, интернет заставляет человека меньше двигаться, думать и деграрироваться.
На мой взгляд, одна из глобальных проблем нашего времени-интернет-зависимость. По-моему мнению,это происходит от неграммотного распределения свободного времени. Я считаю,что сетевой человек-это,в первую очередь, человек, НЕ зависящий от глобальной сети, пользующийся интернетом по необходимости, и, умеющий правильно пользоваться им, в тоже время, человек,который всегда может провести грань между "реальной" жизнью и "сетевой".
Авшарян Ева PR, 4 курс.
Студенты выше уже неоднократно дали определение сетевому человеку, поэтому нет необходимости пояснять кто он. Я бы только отметила, что сетевой человек – это любой актор, ведущий в социальных сетях активную деятельность. Безусловно, на данном этапе развития интернета и социальных сетей необходимо выявить критерии «активной деятельности».
ОтветитьУдалитьС каждым годом увеличивается количество интернет-пользователей, а значит и растет число людей, которых можно назвать сетевым человеком. Большинством из них, конечно, является молодежь (facebook, вконтакте, instagram и тд.). Число социальных сетей также увеличивается. Сегодня, каждый из нас может найти социальное сообщество, которое будет отражать его интересы.
Социальные сети сегодня функционируют не только как площадка для общения. Это также колоссальная база для организации различных форм деятельности (политические митинги, флешмобы и тд.).
На мой взгляд, сетевой человек, безусловно, отличается от несетевого и эти отличия растут вместе с развитием сетевых сообществ.
Егорова Анна PR, 4 курс.
Всем привет и здравствуйте:)
ОтветитьУдалить" Кто есть сетевой человек?", "Где и чем живет?":
Я могу назвать себя сетевым человеком, потому что:
- я выбираю чтение новостей в интернете (а не печатная пресса или телевидение, например)
- я ежедневно провожу большое количество времени в социальных сетях и блогах, посвященных различным тематикам.
- мне проще задать вопрос другу, написав ему личное сообщение в контакте, нежели позвонить
- я заказываю еду и выбираю одежду, обувь через сайты.
- я бронирую билеты в театры и кино только через сайты.
Таким образом, сеть-это часть моей повседневной жизни.
Значит я сетевой человек.
"Каковы тенденции его "размножения"?
Сетевых людей ежегодно, ежедневно будет становиться лишь больше, ведь с каждым днем появляется все больше возможностей для его использования и для самореализации.
Как сетевизм в его жизни принципиально ее меняет?"
« Сетевизим» упрощает нашу жизнь.
Люхотнели Элеонора, СФ « Маркетинг», 4 курс
Всем прекрасного настроения!:)
ОтветитьУдалитьСетевое сообщества , на мой взгляд, понятие отнюдь не новое. С древнейших времен ЧЕЛОВЕК( социальное животное)был вовлечен в сеть взаимодействий, где его роли "коммуниканта" и "коммуникатора" чередовались. Со временем под воздействие глобализации взаимодействия между людьми вышли на новый уровень-виртуальный, но при этом их суть не изменилась. Так как виртуальный вид общения является абсолютно естественным ответом на потребности всего общества вцелом, то мне трудно выделить определенный тип "сетевого человека", так же как и тип " пользователя стиральной машины". Откройте на своей страничке список своих друзей: они все такие разные, не похожие друг на друга!)
Конечно можно сказать, что виртуальное общение отличается от реального своей анонимностью(перспектива презентовать себя с лучшей стороны и т.д.), равенством участников, свободой общения и т.д. Я отвечу так: ведь в древности, когда не было государства и даже племени, люди тоже были равны( по крайней мере , так говорят британские ученые:), поэтому и виртуальное общение(как новый вид)тоже характеризуется хаотичностью, равенством участников. Но пройдет совсем немного времени,и эти самые отношения будут ограничены, приведены в строгую иерархию(к этому все идет)
Таким образом, изучение виртуальных сетей даст нам возможность понять, как развивалось общение между людьми в те времена, о событиях которых мы имеем возможность только предполагать!
Шпортий Вероника 4 курс, PR
На мой взгляд, тема сетевых сообществ и сетевого человека будет становиться все более и более востребованной в ближайшем будущем. Интернет сейчас охватывает абсолютно все области жизни, нет практически ничего такого, о чем нельзя было бы прочесть в сети. В этом заключается огромный плюс интернета - почти безграничные возможности для учебы и саморазвития.
ОтветитьУдалитьОднако сейчас все больше людей становятся зависимыми от интернета и не могут провести без него ни дня. В этом кроется одна из основных проблем сетевого человека. Кто-то в интернете находит вторую половинку и друзей, кто-то строит бизнес, кто-то учится чему-то новому. Но огромное количество людей просто бесцельно убивают в сети свое время. Вызывает опасение и то, как рано начинают пользоваться интернетом маленькие дети. В пять лет ребенок может спокойно скачивать игрушки из сети. А ведь пока он ее найдет и скачает, он может наткнуться на контент, опасный для детской психики. Анонимность в интернете фактически позволяет делать все, что осуждается обществом. И это делает всемирную сеть довольно опасным местом. Я считаю, что проблема безопасности в сети - одна из наиболее острых в тематике сетевого сообщества, но, безусловно, не единственная. И как я уже писала в начале, вопросы связанные с этой темой будут подниматься все чаще и чаще, обращая на себя внимание всего общества.
Кулакова Юля, социология маркетинга, 4 курс.
Итак, мои соображения по поводу данной темы.
ОтветитьУдалитьРеальная и виртуальная жизнь сейчас идут рука об руку. Как ни старайся, уже невозможно представить жизнь без интернета - ни частную жизнь отдельного человека, ни жизнь общества. У меня - не выходит. События реальной жизни отражаются в интернете ,получают огласку, либо же действия интернет-пользователей вызывают реакцию в реальном мире. Кажется, таким примером являются некоторые из митингов прошлой зимы.
Говорит о сетевом человеке нужно и стоит. И стоит изучать его наукой. У каждого человека в его житейском опыте была ситуация, когда он сталкивался с тем, что человек, каков он был в сети, не таков, какой он есть в реальности.
Существует даже такая..профессия?деятельность? Как это назвать правильно, не знаю - блоггер. В наше время человек может стать известен за то, что он делает в интернете. В журнальных статьях героев рубрик представляют обычно по фамилии-имени, возрасту и профессии. Кому-то вместо профессии пишут этого пресловутого "блоггера".
Вот так стираются границы реального и виртуального,вот так они соседствуют друг с другом в нашей жизни. И именно такая наука, как социология, должна заниматься изучением недавно возникшнего феномена сетевого человека.
Родина Татьяна, 4 курс, группа "Социология маркетинга".
На мой взгляд, исследование сетевых сообществ является как никогда актуальным в настоящее время. Это своеобразная дань эпохи информационных технологий. И хотя все мы прекрасно понимаем, что сетевые сообщества не ограничиваются лишь виртуальным пространством, все же благодаря появлению таких современных технологий, как Интернет, они вышли на совершенно новый уровень и стали более востребованными в качестве объекта исследования.
ОтветитьУдалитьБезусловно, в нем можно выделить массу проблем для изучения, в том числе и анализ самого феномена "сетевого человека". Ведь как мне кажется, сетевой человек принципиально отличается от несетевого. Если исходить из определения сетевого сообщества как некого собрания людей, находящегося во взаимодействии и связанного между собой общими интересами, а также тем, что в основе формирования социальных групп лежит стремление личности к достижению определенных целей, то становится очевидным, что личность заключенная в сетевое сообщество становится заложником конструируемых этим сообществом ценностей, установок, взглядов - а значит, становится отличной от личности, находящейся вне сообщества.
Существует множество теорий по этому поводу, однако сам вопрос остается открытым, следовательно нам открывается обширное поле для исследований.
Волкова Людмила, 4 курс, группа PR.
Вы все отметили важную часть темы: ее чрезвычайную актуальность и малую исследовательность. Вот и приступаем к ней, описывая понимание СеЧел,через самоанализ своей повседневной практики.
ОтветитьУдалитьДобрый день! На мой взгляд, развитие сетевых сообществ является одной из стадий развития общества в целом. Ведь с одной стороны, в понятии "общества" и "сообщества" существуют существенные различия, а с другой стороны это два взаимозависимых понятия. Если взять за основу тот факт, что появление цивилизованного общества является высшей точкой развития человечества, что, безусловно, существование сетевых сообществ показывает высокое развитие и информационную осведомленность людей в целом. Но стоит учесть, что есть положительные и отрицательные стороны этого момента. Недостаточная информированность или чрезмерная включенность в Интернет-пространство-это две насущные проблема. Кроме того, понятие «сообщества» характеризуется сопричастностью людей, наличием в них чувства братства, и в отличие от общества, его участники объединены более узким кругом интересов, нежели в обществе. Чем лучше сетевые сообщества фокусируются на интересах его участников, тем более перспективно их развитие в целом. Сетевой человек-это прежде всего личность, заинтересованная в том, чтобы приобщиться к деятельности коллектива в целом и , в отличие от общества, отношения между участниками являются более тесными, в то время как в обычным обществе, люди могут вести себя более свободно и независимо. С одной стороны, развитие сетевых сообществ показывает сближение людей, развитие их информационной осведомленности, степень сближенности людей, сетевое сообщество-один из способов коммуникации людей на более тесном уровне. Ас другой стороны, не всегда удается достичь своей цели путем коммуникации в сообществе. И это скорее недостаток, чем преимущество. И если говорить о том, кто такой сетевой человек и что включает в себя это понятие, то с одной стороны, это индивид, который заинтересован в коммуникации, в получении определенных навыков и осведомленности в происходящем, а с другой стороны многое зависит от того, какие цели преследует то или иное "сетевое сообщество", на сколько оно "заинтересовано" в том, чтобы объединить людей каким-либо общим интересом.Все больше и больше людей сейчас чувствуют себя включенными в то или иное сообщество,но то, насколько это полезно для развития личности в целом,это вопрос,напрямую зависящий от "общественной компетенции" сообществ.
ОтветитьУдалитьТимушева Д.ФС.Полит.PR ,1 группа
Сетевой человек — достаточно интересная и актуальная тема, особенно в связи с широчайшим распространением Интернета. Однако рассуждая на данную тему, стоит помнить, что под социальными сетями понимается не только Facebook, VK и прочие интернет-ресурсы, но также и та структура социальных связей, в которую вплетён любой человек, вне зависимости от умения пользоваться возможностями Интернета. То второе понятие «социальная сеть», о котором я говорю, включает в себя некий круг знакомых человека, где сам человек — центр сети, его знакомые — ответвления сети, а отношения между этими людьми — связи. Если брать за основу второе понятие, то получается, что всякий человек является сетевым. Поэтому только разграничив два вышеназванных понятия «социальных сетей», можно продолжать обсуждение.
ОтветитьУдалитьИтак, насколько я понимаю, мы рассматриваем понятие первое, подразумевающее включённость человека в интернет-сообщества. В этом контексте изучение такого явления как сетевой человек интересно потому, что Интернет сейчас имеет огромный потенциал, а его ресурсы всё чаще заменяют многие привычные вещи. К примеру, какие письма мы отправляем чаще: бумажные или электронные? Ответ очевиден. Многие упрекают Интернет и социальные сети за то, что из-за них реальное общение замещается виртуальным. Я считаю такой подход в корне неверным. Например, чем электронное письмо отличается от бумажного, кроме того, что информация, изложенная в нём, представлена не на бумаге, а на мониторе? В сущности, ничем. То же можно сказать и об общении с помощью социальных сетей. На мой взгляд, это такое же реальное общение, с реальным человеком, но только посредством определённого ресурса.
Мы, как социологи, знаем, что коммуникация и общение являются одними из базовых потребностей любого человека. С распространением Интернета возможность коммуницировать с другими людьми возросла в несколько раз. При этом стоит не забывать и про значительную экономию времени. Благодаря социальным сетям и прочим интернет-ресурсам обмен информацией между людьми осуществляется с немыслимой скоростью. Кроме того, социальные сети способны объединять людей по интересам, они дают широкий потенциал для самовыражения и т.д.
Итак, если вспомнить второе определение «социальных сетей», о котором я писала вначале, то можно сделать вывод, что всякий человек сетевой. Но не всякий человек сетевой в Интернете, поскольку не все люди пользуются компьютером и, соответственно, Интернетом. Но Интернет распространяется настолько быстро, что, на мой взгляд, вскоре не останется людей, которые им не пользуются. Чем плох сетевой человек? Ничем. Этот феномен, по моему мнению, является ничем иным, как простым смещением простых социальных связей в сторону Интернета, в связи с его удобством и быстротой передачи информации. Чем хорош сетевой человек? Тоже ничем. Поскольку налаживание социальных связей в Интернете является ничем иным, как базовым удовлетворением потребностей человека в общении. Насчёт тенденций развития «сетевизма» могу сказать следующее: думаю, что вскоре интернет-общение будет преобладать над «живым», как уже говорилось, в связи со своим чрезвычайным удобством.
На мой взгляд, при изучении данной темы, было бы интересно основной упор сделать на то, каковы тенденции замещения «живого» общения общением в Интернете и каков будет результат такого замещения.
Шишаева А., 4 курс, гр.: "Общая социология".
Друзья! Я не настаиваю, что СеЧел - это только человек коммуницирующий в Интернете в социальных сетях. Он реален и виртуален, но вот принцип сетевизма в его жизни имеет несколько иной характер и значимость. Интернет все это ярко проявил. А вот в чем же сущностные черты такого СеЧел? Ряд ответов я нахожу в ваших очень интересных комментариях. Продолжайте. Пока только 33 студента высказались. Остальным интересны дополнительные баллы?
ОтветитьУдалитьТема дискурса весьма актуальна и, я бы даже сказала, злободневна. Я отношусь к той категории людей, кто очень скептично относится к различного рода новшествам, видя в них некую угрозу уже сложившимся порядкам и устоям. Иначе говоря, во мне преобладают консервативные взгляды.
ОтветитьУдалитьИтак, несомненно, появление феномена соц. сетей и их активное использование во многом очень упростили само общение: можно быстро получить нужную информацию, поддерживать связи со многими людьми, быть в курсе происходящего и вообще иметь доступ к огромному количеству информации. Но, тут и встает очень важный вопрос: а не происходит ли подмена качества на количество? Ведь если при "живом" общении просто физически не возможно общаться с массой людей, при чем регулярно общаться, поддерживать связь, то, посредством соц. сетей это вполне реально. Однако, само общение переходит на иной уровень, я бы сказала, более низкий. Нет, я ни в коей мере не отрицаю возможности "разговора по душам" в окошке чатика в вконтакте,но, согласитесь, это напоминает суррогат настоящего общения общения. Вторым моментом является анонимность: по ту сторону монитора можно быть кем угодно. И очень часто этот "кто угодно" слишком далек от оригинала. Я часто замечаю тенденцию, что "раскрученные" в различных социальных сетях люди в реальной жизни являют собой самую вопиющую посредственность.
К великому сожалению, ход моих мыслей опережает способности печатать, а сами мысли, наслаиваясь одна на другую, ускользают куда-то в потемки моего сознания. Я не отрицаю важности и значимости феномена соц. сетей в нашей жизни,но это вовсе не значит, что я разделяю эти тенденции, что отношусь к ним положительно. Напротив, меня они устрашают и пугают, ибо, к великому сожалению, люди "читают" блогеров,но забывают читать книги, "лайкают" фотки уже на автомате, стремятся быть в курсе всего происходящего, абсолютно не фильтруя качество получаемой информации и т.д. В общем, я так и вижу, как лет через 10 у людей атрофируется способность понимать друг друга по взглядам и мимике, а дети в школах помимо грамматических словарей будут изучать словари смайлов.
Айба Екатерина, Полит. PR, 4 курс
Виртуальное пространство становится существенным фактором социальной динамики. И говоря о Сетевом человеке в данном контексте, нельзя не сказать, что это определение носит не устоявшийся и противоречивый характер. Сетевой человек-личность, вовлеченная в пространство интернета, непосредственно имеющая контакт с другими людьми вне реальности, и связанная с ними набором социальный отношений, таких как дружба, совместная трудовая деятельность или деятельность в различных сферах жизни (политика, экономика, культура и т.д.) или информационный обмен. Сетевой человек, в отличие от индивида не заинтересованного «искусственной» жизни, имеет возможность «играть» несколько социальных ролей, прибегнуть к созданию множественного виртуального «Я» и находится одновременно в двух мирах- реального социального бытия и бытия виртуального. Такой вид самореализации и коммуникативных проявлений нельзя недооценивать, однако есть и обратная сторона, когда сетевое творчество часто заменяется его симуляцией, а саморазвитие - новыми формами отчуждения. Массовое поглощение людей интернет - ресурсами (в частности социальными сообществами) несет совершенно непредсказуемые последствия для всего социума. И именно поэтому Сетевой человек является стоящим объектом социологического сообщества и актуальным предметом различных научных дискуссий.
ОтветитьУдалитьПотапова М. ФС Полит. Pr-2, 4 курс
На мой взгляд понятие и образ "сетевого человека" и вообще понятие "сеть" в целом внедряется в современную жизнь не по дням, а по часам. И в наше время, это считается такой же частью общественной жизни, как и политика, экономика и др. Конечно, не с такой силой и масштабностью, но, наверное, это всего лишь дело времени. С помощью сети человек уже может совершать абсолютно разные махинации, применимые к современной жизни. Такие как, покупка товаров в интернет-магазинах и уже даже продуктов питания,заказ билетов,чтение книг, просмотр фильмов и тд. Конечно, в некоторой степени это помогает и облегчает нашу загруженную будничную жизнь, но, с другой стороны, это убивает в нас всякое желание и потребность в реальной деятельности. Хотелось бы также выразить своё мнение относительно соц. сетей. В наше время их огромное количество на любой вкус и цвет, но,к сожалению, ни грама качества. Да, нам весело, удобно, интересно пообщаться в сети, посмотреть фотографии, послушать музыку, но если смотреть вглубь этих соц.сетей, в них огромное количество, глупости, непристойности, и рекламы, которые к сожалению, поглащают наше сознание и мешают развиваться. Я тоже, как и многие имею аккаунты в различных соц.сетях, хотя полезного в них крайне мало, но при этом понимаю, что отказаться от них полностью не смогу, вырабатывается определенная зависимость, избавиться от которой, в условиях современного общества,крайне сложно(
ОтветитьУдалитьГуськова Анастасия ФС, 4 курс,PR-1
"Сетевой человек".
ОтветитьУдалитьСетевой пространство-это отражение теперешнего мира,сегодняшнего и вчерапшнего дня.Многие ребята говорилиранее о полярности понятий "реальный" и "виртуальный" мир.Я могу согласиться с этим лишь частично в контексте "разработанного"образа в сети пользователем,оьбраза желаемого,бывает негативного,с целью самутверждения,самореализации,перевоплощения и наблюдения перемен в себе и восприятия "Тебя".В целом я придерживаюсь мнения ,что сетевое мир-реальный мир.Социальные сети,сетевые сообщества,блоги,обьединения ,сайты,рейтинги сайтов ,анализ Пользователя наиболее ярко отражает атмосферу в мире,жизненную идеологию,мироощущение,ценностные и нравственные цензы."Пользователь сегодня" какой он?безусловно,Интернет-это дань моде,это некая безвыходность перед которой мы оказыемся волею или ее отсутствием.Люди уже не могут позволить себе иметь позицию Вне.Вне Интернета,вне онлайн общения и быстрого доступа.Сеть как наиболее доступный и быстрый,бесплатный и простой ,универсальный и распространенный способ...:получения и доступа к информации,общению,оьбмена информацией,письмами,вестями,деньгами,ЧУВСТВАМИ.
НА ЭТОМ мне хотелось бы сделать особый акцент.У каждой медали есть обратная сторона .У каждой нолвапции есть подтекст "от лукавого.к слолву,можно упомянуть данный речевой оборот:"Мы будем обречены тем,что создали и взрастили.Погубим себя тем,что создали".Сеть-это подмена,подмена истинного,ложные проявления.Люди утратили нить ,связь с друг другом.Сеть-это процветание лжи,надменности,лицемерия,высокомерия,пошлости,безразличия,эгоизма.Редко ,когда люди сохраняют свое достойное лицо в соц.сметях и блогах,не опускаются до брани,мата.Хоть и пустилась в более подробные описания и комментарии,в заключении я скажу:"Мы -жертвы цивилизации!".
Комолова Варвара
Я считаю, что понятие "сетевой человек" в настоящее время является не столько отражением образа жизни людей, их индивидуальности, миропонимания, а в большей степени тем, что формирует интересы, увлечения, мнения пользователей сетевых сообществ. И это не обязательно "маски", как было отмечено в комментариях выше,скорее отражение развития людей, их духовности, образованности, маральных и эстетических характеристик. Потому что "маска"- это своего рода позиция, отчасти навязанная самими просторами интернета.
ОтветитьУдалитьНа мой взгляд, существует общий образ "сетевого человека" для каждой социальной сети в отдельности.Так, например, пользователи "vkontakte" - это категории одних людей, пользователи "facebook"- совершенно другой уровень. Конечно, можно одновременно быть пользователем нескольких социальных сетей, что в наше время достаточно распространенное явление, но это есть еще один вид "сетевого человека".
Я придердживаюсь мнения, что социальные сети - это "образ мышления", своего рода отражение внутреннего и внешнего мира человека. Другой вопрос состоит в том, что в большинстве своем один "сетевой человек" похож на другого, и подобные "схожести" отражают современные ценности, устои, идеологию и мироощущение значительной части нашего общества- пользователей социальных сетей.
В заключении сказанного, важно еще раз отметить, что социальные сети являясь отражением личности (сетевого человека), в тоже время ее и формируют.
Хочу также поделиться интересным на мой взгляд видео, отчасти отражающим то, о чем я говорила ранее.
http://www.youtube.com/watch?v=Nn-dD-QKYN4
Берстнева Ирина "общая социология" 4 курс
Добрый вечер!
ОтветитьУдалитьПо моему мнению, сетевой человек является скорее подвидом, нежели просто одной гранью жизни современного человека. Если раньше наша жизнь ни в коей мере не зависела от интернета, он существовал, но мы не придавали ему такого значения, то сейчас реальное и виртуальное переплелись в одно, нечто новое целое - сетевое сообщество.
Сколько часов в день каждый из нас проводит в сети? Наверняка большую часть этого времени занимают различные социальные сети, которые уже давно стали настоящим «наркотиком» для многих пользователей. Социальные сети — психологически грамотно выстроенный продукт, так как они влияют именно на чувства людей, на их естественное стремление к общению, которого зачастую не хватает в реальной жизни. Однако социальная сеть упрощает дружбу до простого клика мышкой, ведь каждый день мы знакомимся с разнообразными людьми, а на следующий день в какой-то бы то ни было социальной сети ищем этого человека и добавляем его в друзья. Почему? Да потому что для большинства так легче определиться — есть ли смысл общения с человеком. Чем он увлекается, с кем общается, где был, что видел, свободен ли он… То есть она делает общение легче и доступнее, что размывает границы и различия между виртуальностью и реальностью. Но сеть не способна избавить от одиночества никого. На мой взгляд, это еще одна актуальная проблема в данной области.
Литкова Мария, 4 курс-группа PR
Добрый вечер!
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что сегодня, в крупных мегаполисах,каждого человека можно считать сетевым. особенно людей нашего поколения. Наше детство прошло не без интернета, мы можно сказать развивались вместе с ним. Ми застали время, когда еще не было социальных сетей и поисковых систем. мы наблюдали за развитием информационных технологий, и так же били активными исследователями. Сейчас, когда новые сетевые технологии заменяют не только письма, общение, эмоции но и поход в магазин и даже в библиотеку,мы не можем представить себе жизнь БЕЗ СЕТИ. Не достаточно быть только активным пользователем социальных сетей, блогов и облачных ресурсов, чтобы быть сетевым человеком. На мой взгляд, сетевой человек это новая грань развития человечества, которой, только предстоит развится.
Фатеева Анастасия. Общая социология. 4 курс
Я думаю в наше время прогресса и Интернета понятия "сетевое сообщество" и "Интернет сообщество" неразрывно связаны друг с другом. Ведь так просто зайти в Интернет и обсудить что-то с теми, кого интересует то же что и тебя. Сегодня, многие сообщества организуются в Интернете в блогах, на формумах, в соцсетях. Сетевой человек, на мой взгляд, это одна из граней современного человека.
ОтветитьУдалитьЯ считаю себя сетевым человеком, потому что не проходит и дня без соцсетей, общения на форуме, выбора определенных товаров в Интернет-магазине, ведь это значительно упрощает жизнь: я могу заказать платье или сумку или косметику не выходя из дома, не тратя время на дорогу и получая все это значительно дешевле. Могу забранировать билет в театр или кино, место в ресторане, пообщаться с родителями, друзьями. Ведь приятно увидеть тех, кто далеко от тебя.
Не знаю, есть ли смысл разделять свою жизнь на онлайн и оффлайн, это естественный процесс, который прочно укрепился в нашей жизни.
Логашова Алена
ФСоц 4 Полит PR 1
Добрый вечер!
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что "сетевой человек" в данное время-это и "неизбежное зло", и благо. Наша жизнь очень тесно связана с интернетом и сетью, в частности. Мы от нее зависим, но она, в то же самое время, облегчает нам жизнь! Нельзя рассматривать данный вопрос с какой-то одной "колокольни". Я думаю, это одна из самых обширных тем для изучения на данный период.
Берест Олег, 4 курс, ФСоц. PR
На мой взгляд, сетевой человек мало чем отличается от "обычного" человека. Ведь параметр "сетевой" характеризует то, что индивид занимает определенное место в системе коммуникации. Главными отличиями сетевого человека от обычного могут стать увеличенная частота коммуникаций и наличие многоуровневых транзакций, в сравнении с "обычным" человеком. Но, по сути, термин "сетевой" характеризует социальную природу человека.
ОтветитьУдалитьВкусов А.
Добрый вечер!
ОтветитьУдалитьНа мой взгляд, сетевой человек- это лишь отражение одной стороны человека реального, в частности, его интересы, вкусы, круг общения. Но также в сетевом сообществе человек может создать нового "себя", то есть стать тем, кем он не является на самом деле, естественно, я имею ввиду не что то глобальное, я подразумеваю то , что в соц сетях человек может принять иную манеру общения, создать некий образ человека, которым он хотел бы быть в жизни. Именно поэтому я считаю сетевые сообщества подменой реальности. Как уже была сказано ранее, те занятия, то общение, которое совершалось ранее, заменилось виртуальностью, что явится, на мой взгляд, мощным двигателем замыкания личности в себе, неспособности нового поколения, выросшего в эпоху современной виртуальности, общаться в режиме реальном.
Но, естественно, нельзя не отметить огромную заслугу сетевых сообществ, которые являются популярным источником информации со всего мира, где возможно общение с людьми, которым невозможно встретить.
Я считаю это темой целой диссертации, чтобы полностью понять все грани данного вопроса.
Байкова Татьяна 4 курс общая социология
Как уже отмечалось ранее, тема сетевых сообществ очень актуальна в наше время. Мы говорим о том, что существует сетевой человек, который достаточно эффективно использует Интернет-коммуникации в своей повседневной жизни. Но этот же человек является реальным. Некоторые из ребят уже говорили об этом, но мне это кажется очень важным для понимания предмета обсуждения: зачастую происходит «подмена». Например, хорошо знакомый нам человек, в каких-то социальных сетях ведет себя абсолютно по-другому. То есть люди, которые общаются с ним в виртуальном пространстве, имеют каждый о нем свое мнение, которое, однако, очень часто абсолютно не совпадает с его реальным образом. Понятно, что каждый человек в различных ситуациях ведет себя по-разному и относиться к нему одинаково нельзя, но с развитием сетевых коммуникаций этот «разрыв» между человеком реальным и той страницей в социальной сети, он огромен. Сейчас трудно давать какие-то оценочные суждения по этому поводу, но этот вопрос является очень важным и актуальным. Необходимо объяснить, кто же есть человек в сетевых коммуникациях. Важной также остается задача понять, действительно есть так называемые «сетевые сообщества», какие у них особенности, как они функционируют и тд. На мой взгляд, такими вещами как раз и должна заниматься социология. Необходимо четкое понимание предмета и объекта исследования, разработка каких-то новых методов для изучения именно этих вопрос. В этом смысле есть большое поле для деятельности каждого исследователя, заинтересованного в этих, несомненно важных и интересных проблемах.
ОтветитьУдалитьНеофитова Анна 4 курс ОС
Спору нет, в современном мире интернет пробрался практически в каждый дом,у большинства есть аккаунты в различных социальных сетях, остались единицы "староверов- романтиков", кто пишет письма от руки, звонит по телефону и ходит в гости к знакомым. Сейчас все намного проще: достаточно просто открыть браузер и зайти в социальную сеть. Это заменяет встречу в кафе, поход в гости, разговор по телефону. Но в равной мере нельзя отрицать и то, что никакая беседа в чате не заменит разговора в живую, когда люди общаются не только посредством слов ,но и мимикой, взглядами, интонациями. Вместо всего этого виртуальная реальность предлагает набор смайлов. В жизни же набор таких скобок ":)))))))" может писать очень грустный человек,так что вряд ли они могут отражать реальное эмоциональное состояние собеседника. Я не отрицаю, что тоже являюсь сетевым человеком,но я стараюсь свести свою "виртуальную жизнь" к минимуму, используя сетевые цели только для быстрого доступа к информации и различного рода файлам: музыке, видео и проч. я считаю, что реальная жизнь более колоритная и насыщенная, чем набор пикселей виртуального мира.
ОтветитьУдалитьОвезова Аннагуль, Полит.PR
Очень актуальная тема, ведь, как уже все сказали, сеть стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Сейчас уже представить трудно, как можно делать что-то без Интернета, как не заходить на свою страничку в социальной сети хотя бы день, как написать реферат без Интернета и т.д.
ОтветитьУдалитьЯ считаю, что сетевой человек - это тот, кто хоть как-то коммуницирует в Интернете. Начиная от разговоров с родственниками в Скайпе и общения в соц.сетях, заканчивая блогами, бизнесом в сети, поиском единомышленников в профессиональных сообществах.
Мы все так или иначе "попали" в сеть и являемся сетевыми людьми. Наше поколение можно назвать "сетевым". Хотя мы все и обычные люди с реальными друзьями и делами, но приходя домой, мы включает компьютер и залезаем в Интернет, чтобы пожить и виртуальной жизнью, где, может быть, мы ведем себя совсем иначе.
Все эти темы и еще огромное множество вопросов, связанных с сетевой жизнью, являются интересной, и чрезвычайно важной базой для изучения социологов, ведь это совершенно новые феномены, новые стороны личности человека, новые открытия и исследования.
Кохан Юлия, соц.маркетинг, 4.
Тема "Сетевой человек" в контексте современной жизни приобретает все большее и большее значение. Понятие это довольно расплывчато: действительно, можем ли мы сказать, что человек, посещающий свою страничку в соцсети; человек, "живущий" в сети; и человек, занимающийся маркетинговой деятельность в сетевых сообществах в равной степени являются сетевыми людьми? Ответ на этот вопрос крайне неоднозначен и требует осмысления. Но факт остается фактом, коммуникация внутри социальных сетей стала неотъемлемой частью нашей жизни и требует изучения. Соотнесение всех "за" и "против", составление социального портрета пользователя социальных сетей, влияние оных на жизнь людей - все эти вопросы открывают широкое поле для размышления.
ОтветитьУдалитьОрлова Анастасия, ФС-4, PR
Мало кто поспорит с тем фактом, что сейчас интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. Мы не заметили, как всемирная паутина выработала у нас сильнейшую сетевую зависимость во многом, конечно же, благодаря социальным сетям. Для нас стало совершенно обыденным определенное количество времени в день посвящать так называемым «посиделкам» в интернете: где мы ищем необходимую информацию по интересующему нас вопросу, остаемся в курсе всех событий, обмениваемся сообщениями с близкими и друзьями, слушаем музыку, смотрим фильмы, просматриваем и комментируем фотографии и т.д. Поэтому каждого из нас можно по праву назвать своего рода «сетевым человеком».
ОтветитьУдалить«Сетевизм» имеет как негативные так и позитивные последствия. Благодаря этому явлению мы, во-первых всегда остаемся в курсе всех, интересующих нас событий, обогащаемся информацией, расширяем наш кругозор. Но присутствуют и негативные последствия. Многие начинают жить этим самым виртуальным пространством, создавая там свой мир. Зачастую мы отказываемся от реального общения с друзьями, знакомыми, предпочитая контактировать с ними посредством знаков и символов. (Если задуматься, мы и русский язык начинаем забывать при общении в интернете, так как постоянно сокращаем слова и не всегда следим за орфографией и знаками препинания). Ко всему прочему, веб-пространство скажем так, думает за нас. То есть если у нас возникает какой – либо вопрос, мы сразу же, не задумываясь, заходим в интернет и вбиваем его в строку поиска и тут же готов ответ на интересующий нас вопрос. Подводя итог, хочу сказать, что этот феномен еще не достиг пика своего развития, он с каждым днем только набирает обороты, поэтому у социологов в этом направлении еще есть много исследовательской работы.
ФС(маркетинг) Родина Александра
В наше время тема сетевого человека очень актуальна. Ведь абсолютное большинство людей в мире уже и представить не могут жизни без Интеренета. Все мы пользуемся Интернетом, коммуницируем, ищем нужную информацию, проводим свой досуг в Интернет-сети. Многие люди перешли на дистанционную работу, и работают не выходя из дома, а пользуясь Интернетом.
ОтветитьУдалитьУ каждого из нас есть реальная жизнь и сетевая. Поэтому исследования в этой области, я считаю, как и многие другие участники дискуссии, интересны и важны.
Гальцева Антонина, Сф маркетинг, 4 курс
Тема действительно замечательная как для социолога, так и для любого исследователя в области гуманитарных знаний. Было бы очень здорово, если в учебный план будут включены подобобные курсы.
ОтветитьУдалитьЭтот комментарий был удален автором.
ОтветитьУдалитьВ современном мире человек не может представить свою жизнь без сети Интернет. Она дает массу новых возможностей, которые были не доступны ранее. Это и общение с людьми со всех концов света, и самостоятельное образование, и многое другое. "Виртуальная реальность" настолько плотно вошла в нашу жизнь, что требует привлечения к данной теме особого внимания. Из всего нескончаемого потока информации, которая представлена в свободном доступе, человек должен уметь выбирать ту информацию, которая на самом деле представляет ценность. Это очень важный навык, которому необходимо учиться. На мой взгляд, исследования по данной теме являются крайне актуальными и требуют большого внимания к себе.
ОтветитьУдалитьПестрецова Мария, СФ, маркетинг, 4 курс.
Я согласна со всеми участниками дискуссии, эта тема очень актуальна.
ОтветитьУдалитьВсе мы- сетевые люди, закончим свою жизнь с тонной виртуальной морковки и тысячью виртуальных друзей, если не будем ставить перед собой высокие цели и критически относиться к информации, которую мы получаем из Сети
В современном мире особенно важным представляется умение отличать виртуальность от реальности, иначе мы все затеряемся в дебрях Сети
Волкова Анастасия, ФС (маркетинг)
"Сетевой человек"... Все-таки довольно опрометчиво вводить новый термин, не определив его точное значение - отсюда и возникают различия в понимании "объекта" и возможных направлений для исследования. Я, в свою очередь, считаю, что сетевым человеком не стоит называть человека, который просто активно пользуется интернетом - читает новости, ищет информацию, совершает покупки и т.д. Все-таки Сетевой человек - это тот, кто вовлечен в какую-либо сеть, это не обязательно должна быть социальная сеть типа ВК и Facebook. Для того, чтобы зваться сетевым человеком, нужно осуществлять в сети коммуникацию. Блоггер, особенно тот, кто пишет на злободневные темы, пишет не для себя - он пытается донести свою мысль до широкой аудитории, для него эта деятельность имеет смысл и цель, он сетевой человек. Можно каждый день заходить на свою страницу Вконтакте и просто слушать музыку, просматривая новостную ленту - это, на мой взгляд, не сетевой человек. Но если существует потребность в таком виртуальном общении, то есть, человеку важно таким образом общаться с друзьями, он выкладывает фотографии, чтобы поделиться с друзьями, отображает свои мысли или события в статусах, в общем, ведет активную деятельность в сети - то его можно назвать сетевым человеком. Для меня, как для исследователи, все-таки первостепенный вопрос - определение объекта, кого мы называем сетевым человеком.
ОтветитьУдалитьПомимо этого, я согласна с мнением Кати Айба о происходящей подмене качества на количество. Сложно говорить о тенденции развития данного феномена: с одной стороны, количество участников соц.сетей и других сообществ постоянно растет, но, с другой стороны, многие (на мой взгляд) сейчас стараются отходить от этой привязанности к виртуальной жизни, возвращаясь в реальную. В тех же соц.сетях можно видеть множество картинок, демотиваторов, призывающих выйти из-за компьютера и жить настоящей жизнью. Возможно, со временем, когда мы пресытимся "сетевизмом", этот феномен постепенно сойдет на нет.
Якуничева Дарья, ФС, PR
Уважаемые студенты 4 курса СФ РГГУ 2012 года!
ОтветитьУдалитьВы справились с заданием, спасибо!
С Новым 2013годом, сетевые люди!
Берегите себя во всех сетях! Будьте счастливы!
Очнувшись после новогодних праздников, оставлю и свое мнение.
ОтветитьУдалитьНа мой взгляд, сетевые структуры и формы взаимодействия людей берут корни из несетевых форм. Степень же развития и изменения сетевых структур, на данный момент, не позволяет четко отделить сетевого человека от несетевого. Начало процесса отдаления друг от друга этих двух форм социальных структур, на мой взгляд, сейчас можно начинать изучать лишь на крайне девиантных примерах, контрастных между собой, например: люди, общающиеся только в сети, и те, кто совсем не имеет доступа в интернет, при условии того, что они должны быть примерно одного возраста и статуса.
Чекмарев Александр, ФС, PR
По-моему, важным в этой теме является решение вопроса:"Может ли написанное в интернете быть фольклором, ведь одно из важнейших его свойств - устность?".
ОтветитьУдалитьНекоторые ученые, занимающиеся данной проблемой, считают, что "смайлики", "Caps Losk" и другие формы выражения эмоций заменяют их реальное проявление достаточно, чтобы назвать воспроизводимое в сетях фольклором.
Для меня этот вопрос остается открытым.
Но, важно подчеркнуть, что ответ на этот вопрос поможет лучше понять объект изучения, т.е. Сетевого человека, и, конечно, среду, в которой находится объект.
Холодная Александра
Общая социология
4 курс
Я считаю, что сетевой человек - это лишь одна из граней современной личности. Я думаю, говорить о качественно другом человеке, сетевом, можно в особых случаях. Когда, например, человек абсолютное большинство своего времени проводит в соцсетях в интернете,и основная его деятельность заключена в работе в соцсетях, блогах, сообществах в интернете и т.п.
ОтветитьУдалитьТема, безусловно, представляет большой простор для изучения. Мне как для социолога-исследователя интересно такое явление, когда человек сознательно уходит из социальных сетей в интернете: удаляет друзей и свою страницу (несмотря на все вышеперечисленные плюсы соцсетей в инете). Либо создает "фэйковую" страницу без друзей, где просто слушает музыку и смотрит видео. Мотивы таковы: устав от просмотра бесконечных новостей своих друзей, сообществ, их фотографий, видео, песен, комментариев, статусов и т.д., человек решает потратить свое время на другие, более полезные вещи. Но тем не менее, его нельзя назвать не сетевым человеком, т.к. в обычной, реальной жизни он состоит во многих социальных сетях.
Я думаю, что очень остро стоит вопрос о контроле интернета со стороны государства. Есть ли в этом необходимость?
Дурсенева Татьяна
Общая социология
4 курс
Я считаю, что сетевым можно назвать человека, который состоит в одном и\или более сетевых сообществ, внутри, которых проходит социализацию. Индивид вступает в сетевые сообщества, преследуя определенные цели: обмен информацией, доступ к информации, новое общение, возможность завести друзей, зарабатывать и тд. Каждый индивид преследует собственные цели, становясь частью сетевого сообщества. Большинство таких сообществ - это онлайн платформа, которая дает возможность в краткие сроки объединить большое количество разных людей, причем большинство из них анонимные, что привлекает многих индивидов. Для многих людей социальные сети – это одна из наиболее привлекательных возможностей обрести новых друзей и знакомых, т.к. в «реальной» (обычной) жизни под давлением комплексов и предубеждений, стеснительности им сложно завести новее общение. А социальная сеть позволяет упростить подбор собеседника, который имеет с тобой сходные интересы и взгляды. Второй весомой причиной роста популярности сетевых сообществ в интернете является возможность заниматься бизнесом, который приносит высокий уровень дохода. Так достаточно просто рекламировать свою продукцию, общаться с клиентами и партнерами, а также размещать информацию о перечне товаров и услуг. На третьем месте в копилке плюсов сетевых сообществ – быстрый обмен различного рода информацией и ресурсами, что не маловажно в современном мире. Ведь «кто владеет информацией – тот владеет миром».
ОтветитьУдалитьЗаяц Инна
Студентка 4го курса
Социологического факультета
Группы политический пиар